К своему стыду советский сериал «17 мгновений весны» я посмотрел полностью только сейчас. Это культовое, а для своего времени и в чем-то инновационное, произведение. Прекрасная игра актеров, незабываемое музыкальное сопровождение и достойная операторская работа — этого у 12-серийного фильма уже никто не отнимет.
Но когда я досмотрел сериал до конца, то неловко развел руками. Часть сюжетных ходов показались слабыми, часть — неуместными. Давайте их обсудим.
И если вдруг кто-то не смотрел сериал полностью, предупрежу о спойлерах. Будьте осторожны.
1) Скомканный финал. Штирлиц едет в Берлин, до конца войны еще 45 дней, в Германии его уже ждут и вряд ли с распростертыми объятиями. Ты нервно кусаешь у экрана локти, пытаясь предугадать, как умелый советский разведчик выкрутится на этот раз. Как он объяснит Мюллеру свое долгое отсутствие и встречу с Борманом, которой не было? Как посмотрит в лицо Шелленбергу, который потихоньку обо всем догадывается?
А никак. Сценаристы бросают Штирлица на обочине дороги, где он сидит возле березки, а потом переносят сразу в конец войны. Додумайте, уважаемые зрители, сами. А мы не знаем, история и так запутанная. Лучше мы вам покажем, как советские солдаты собирают немецкие знамена на металлолом.
2) Отсутствие личной жизни. Штирлиц сам по себе. Герой-одиночка. Никаких отношений, и где-то далеко, на родине, плачет вот уже второе десятилетие одинокая жена. Разведчик неловко заигрывает с машинисткой Габи, строит глазки унтершарфюреру Барбаре, но семейные тылы у него пусты. Что странно, учитывая, что в досье каждого последователя Гитлера значилось примерно следующее:
«Истинный ариец. Характер нордический, выдержанный. Беспощаден к врагам рейха. Отличный семьянин».
Одиночка, без семьи, живущий в Германии вот уже 20 лет, автоматически должен был вызвать у нацистов подозрение. Но Штирлиц, напротив, пользовался большим уважением.
И это просчет создателей. В двухчасовом фильме и в условиях ограниченного хронометража уместно оставить эту линию неотработанной. Но в 12-серийном фильме, где каждая часть идет по часу, а то и больше, — просто преступно не раскрыть тему личного. Особенно когда эфирное время забивается излишне подробными сценами войны. Или, например, пятиминутным кривлянием зверей в зоопарке Берна.
3) Нереалистичные повороты сюжета. Странно думать, что опытный разведчик ничего не знает об отпечатках, которые могут остаться на чемодане со связью, правительственном телефоне или стакане с водой. На чем его и ловит Мюллер. Как же он продержался с такой компетентностью 20 лет?
Или когда Штирлиц застреливает своего осведомителя, и тема сама сходит на нет. Ни у кого не вызывает подозрений, что агент куда-то пропал, и что сам Штирлиц не разыскивает нужного ему человека. Не говоря уже о том, что в конце сериала, поверив словам разведчика, Мюллер открывает ему душу и снимает не только все подозрения со Штирлица, но и прослушку в его доме. Непрофессионально как-то для шефа гестапо.
И никто из зрителей этого не замечает, расставляя на киносервисах оценки от 8 до 10. Оно и понятно: тема для нашего народа священная. Создатели не зря сместили акцент с героя разведки куда-то в сторону патриотизма и победы в войне. Но внимательному кинолюбителю так просто пыль в глаза не пустить.
06.12.20 F