Найти тему
Дороги России

Где находится самый неблагоприятный и опасный город России

В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 1.

Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!

2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.

10 000 остановок. 30 000 фотографий.

6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.

Все реки. Все стелы областей, районов, городов.

Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.

В этой части:

Автодорога: Федеральная автодорога М4 «Дон» Москва – Новороссийск.

Участок маршрута: Ростов-на-Дону – Шахты – поворот в Волгоград.

Расстояние маршрута: 130 км.

Федеральный округ: Южный федеральный округ.

Регион: Ростовская область.

Административные районы: Аксайский район, Октябрьский район, Красносулинский район.

Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).

Рельеф местности: Нижнедонская низменность, Донецкий кряж.

Часовой пояс (время по отношению к московскому): московское время.

День в пути: 1-й день.

-2
-3

Мы начинаем наше многодневное путешествие уже по традиции от стелы с названием города на южном въезде в Ростов-на-Дону, рядом с величественным памятником «Тачанка-Ростовчанка» в честь Первой Конной армии под командованием маршала Семёна Будённого, воевавшей здесь в годы Гражданской войны против Белой армии генерала Деникина. Памятник выполнен из гипса, а внутри он полый, поэтому на него не стоит залазить, можно провалиться, говорят, что такие случаи уже были.

-4

К чемпионату мира по футболу 2018 года в районе нового стадиона «Ростов Арена» была построена современная удобная транспортная развязка, с которой открывается красивый вид на центральную часть Ростова-на-Дону. В настоящее время реконструируется и расширяется выезд из города в сторону Краснодара, от «Тачанки» и до соседнего города-спутника Батайска. Похоже, что скоро на этом участке дороги будет по 4 полосы для движения в каждом направлении!

-5

Проезжаем по Ворошиловскому мосту через реку Дон, где, по некоторым данным, проходит граница между Европой и Азией, но этот вопрос спорный, по месту расположения границы есть разные мнения исследователей, и если довериться этой версии, то, въезжая в Ростов-на-Дону, мы попадаем из Азии в Европу.

Обратите внимание на треугольные застеклённые конструкции по краям моста – это лифты на набережную реки Дон, всего их здесь четыре (два – на новую набережную на левом берегу реки, два – на старую, с противоположной стороны моста). Можно догадаться, что на их строительство ушли немалые деньги, но после ЧМ по футболу в 2018 году все лифты почему-то быстро перестали работать, их стали включать вначале только по выходным дням, потом – по большим праздникам, и в итоге сейчас их вообще закрыли на ремонт на неопределённый срок.

-6

К причалу пришвартованы большие белоснежные круизные теплоходы – редкая картина для летней набережной Ростова-на-Дону. Обычно в это время года все они уходят в многодневное плавание по Дону и Волге, но коронавирус внёс свои коррективы в привычную нам жизнь, значительно поменяв устоявшийся образ жизни и все планы на будущее.

-7

Проскочив утренний Ростов-на-Дону, мы выезжаем на трассу М4 «Дон» в сторону Москвы, и поедем по ней до самого Богучара, где свернём на Калач и дальше уже направимся на восток страны. Весь участок трассы от Ростова до Москвы я подробно описывал на своём канале «Дороги России» в прошлом году, при желании можно почитать здесь. Сейчас некоторые места будут повторяться с прошлогодней поездкой, но все фотографии будут обновлённые, более интересные и актуальные на данный момент времени.

Сразу за Ростовом-на-Дону начинается территория Аксайского района.

-8

В районе международного аэропорта «Платов» ведётся активное строительство новой платной автодороги в обход Ростова и Аксая, которая будет начинаться где-то здесь, и выходить на краснодарское направление уже за Батайском, примыкая там к другому платному участку. Таким образом, вся трасса М4 «Дон» отсюда и до Краснодара будет полностью платной (а из Ростова в Краснодар она стала платной ещё в прошлом году, о ней я тоже уже писал ранее, можно почитать здесь). И до нашей Ростовской области добрались таки дорожные капиталисты-монополисты.

-9

Следующим по направлению на север идёт Октябрьский район, его часто называют «Октябрьский (сельский) район», чтобы не путать с одноимённым районом города Ростова-на-Дону, стало быть, «Октябрьским (городским) районом», хотя такой формулировки по отношению к ростовскому району, честно говоря, я ни разу не слышал.

-10
-11

На его территории самым интересным и значимым местом, несомненно, является мемориальный комплекс «Невернувшимся», или просто «Журавли». С левой стороны на невысоком холме мы видим памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны – улетающих вдаль журавлей, а с противоположной стороны трассы – смотрящую им вслед скорбящую мать. Изначально на памятнике было шесть журавлей, но в 90-х один из них «сделал ноги» и «улетел» в неизвестном направлении, теперь мы можем наблюдать только оставшиеся пять.

-12

Если подняться на один из холмов, к скульптуре скорбящей матери, то сверху можно увидеть неплохой пейзаж уходящей вдаль, в сторону Москвы, трассы М4 «Дон» в окружении живописных зелёных полей.

-13

А прямо под ногами – множество разнообразных и красивых полевых цветов самых разных оттенков и цветов. На фотографии можно увидеть один из них – это жёлтый степной цветок со смешным названием «Козлобородник сомнительный».

-14

Через 10 километров после мемориального комплекса мы проезжаем поворот в город Шахты, второй в Ростовской области по площади, и третий по численности населения. Интересно, что в 20-е годы прошлого века он какое-то время был центром Шахтинско-Донецкого округа в составе Донецкой губернии Украинской ССР. В 2019 году город был признан самым неблагоприятным, и, по результатам опроса местных жителей, самым опасным городом России. Таким Шахты становился и в 2016, и в 2017 году, правда в 2018 он смог таки занять третье место снизу, его обогнали по опасности соседние города Новочеркасск и Новошахтинск. Так что, как видите сами, ситуация в этой местности по качеству жизни населения считается самой худшей в России. Объяснить это можно, наверное, тем, что на данный момент все шахты и прочие градообразующие предприятия данных городов уже много лет как разрушены, заброшены и разворованы, отчего здесь наблюдается очень высокая безработица и преступность. Ежедневно из Шахт и Новошахтинска на ростовские заводы «Ростсельмаш», «Эмпилс» и другие отправляются переполненные служебные автобусы с людьми, готовыми трудиться за любые деньги, при этом им приходится каждый раз добираться утром на работу по 1,5 часа в пути, а потом вечером после рабочей смены ещё столько же обратно домой. Но руководству заводов гораздо выгоднее каждый день возить автобусы с дешёвой рабочей силой из неблагоприятных городов, чем платить более достойную зарплату жителям самого Ростова.

Стоит ли говорить, что именно в Шахтах, Новошахтинске и Новочеркасске жил, работал и убивал людей самый известный серийный маньяк-убийца Андрей Чикатило, и именно в Шахтах он совершил своё первое убийство в 1978 году, положившее начало целой серии чудовищных преступлений, жертвами которых стали 53 человека.

Справедливости ради стоит отметить, что в городе были воспитаны аж девять олимпийских чемпионов, поэтому не всё здесь настолько безнадёжно.

-15

Сразу за Шахтами начинается территория Красносулинского района, в райцентре которого некогда работал крупнейший на юге страны металлургический завод, разрушенный и разграбленный в эпоху 90-х. Уверен, что уровень жизни там, по сравнению с самым худшим городом Шахтами, чуть больше чем ниже. Иначе как ещё объяснить тот факт, что жители Красного Сулина мечтают переехать хотя бы в соседние Шахты как в более благоприятное место для проживания, которое итак является самым неблагоприятным в стране. Ох, сдаётся мне, не все города поучаствовали в конкурсе на признание самого худшего города России, ох, не все!

-16

Перед поворотом в Красный Сулин над трассой М4 «Дон» проходит однопутная линия железной дороги, ведущей от станции «Горная» в город Новошахтинск. Когда-то эта ветка шла дальше на Украину, в город Свердловск, но с развалом СССР её быстро разобрали на металлолом, и теперь здесь лишь изредка можно встретить тихо проходящий одинокий товарный поезд с составом всего из нескольких вагонов.

-17

На повороте в Красный Сулин я сделал фотографию с указателем расстояния до города, и только потом, уже вернувшись из поездки домой, смог разглядеть на ней в левой части среди зарослей зелёной травы какое-то дикое животное, очень напоминающее то ли оленя, то ли косулю (его хорошо видно только при увеличении фотографии, увидели ?), хотя косуля так то относится к роду оленей, поэтому в любом случае это одно и то же.

-18

Сразу после Красного Сулина мы проезжаем над железнодорожной линией Ростов – Лихая, являющейся частью магистрали, по которой проходят многие пассажирские поезда из Москвы, да и вообще со всей России в целом, на юг нашей страны, в Сочи и другие черноморские и кавказские города. Здесь мы видим рельсы, уходящие вдаль по направлению в сторону Ростова-на-Дону, недалеко от остановочного пункта «Лесхоз», расположенного сразу за поворотом. Именно там маньяк Андрей Чикатило совершил своё последнее убийство в 1990 году и вскоре был задержан сотрудником милиции.

-19

В Красносулинском районе на трассе М4 «Дон» есть несколько красивых и чем-то похожих друг на друга мест, где дорога вначале спускается вниз, в балку, а затем примерно под таким же уклоном поднимается обратно наверх. Издалека, перед самым началом спуска, в таких местах получаются неплохие фотографии уходящей вдаль дороги, а ночью, при условии большого потока машин, можно увидеть двух длинных, светящихся яркими огнями волшебных «змей» – жёлтую и красную.

Такой возвышенный рельеф местности, нетипичный для степного юга, обусловлен тем, что здесь проходит территория Донецкого кряжа, самого высокого природного ландшафта в Ростовской области.

После Красного Сулина мы спускаемся в первую из балок – долину реки Кундрючья близ хутора Пролетарка.

-20

Преодолев подъём, перед нами открывается неплохой вид на Осиновскую балку. Слева на горизонте здесь можно разглядеть высокий ствол шахты «Обуховская», одной из немногих оставшихся работающих угольных шахт Ростовской области, которая, правда, с 2019 года находится на грани банкротства, если ещё не закрылась совсем.

-21
-22

У поворота в ещё один из бывших шахтёрских городков Гуково наша трасса проходит над местной железнодорожной линией, ведущей из города Зверево к шахте «Садкинская», тоже, кстати, работающей в наши дни. Эти рельсы украшают ещё старые деревянные шпалы, от которых веет приятным запахом пропитки креозотом, напоминающим далёкое беззаботное детство, когда железная дорога и проносящиеся по ней огромные поезда были такими таинственными, пугающими и притягательными.

-23

Последняя балка в Красносулинском районе – Грушевая балка у реки Лихая, пожалуй, самая затяжная, самая глубокая и самая живописная из всех. Летом грузовые машины закипают здесь на раз-два, и чтобы вытянуть тяжёлый подъём, разгоняются на спуске до 120 км/ч и выше (у кого не стоят ограничители), поэтому при перестроении по полосам здесь нужно особо внимательно смотреть в зеркала, не несётся ли вниз по соседней полосе многотонный неуправляемый «КамАЗ» – аварии с грузовиками случаются здесь регулярно.

-24

С вершины Грушевой балки перед спуском вдалеке уже можно разглядеть многочисленные ветроэнергетические установки Каменско-Красносулинской ветряной электростанции, введённой в эксплуатацию в 2020 году. Огромные ветрогенераторы «Vestar» мощностью 3,8 МВт каждый уже стали новой достопримечательностью и своеобразной визитной карточкой этого района. Всего здесь расположено 52 гигантских ветряных мельниц, проезжая рядом с которыми становится немножко жутковато – настолько они впечатляют своими размерами и несуетливым, неспешным, молчаливым и размеренным движением лопастей.

-25

Красносулинский район заканчивается поворотом на трассу А260 (бывшая М21) Волгоград – Каменск-Шахтинский – Украина. Направо уходит классический маршрут из Ростова-на-Дону на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток, но поскольку той дорогой мы уже проезжали 4 года назад до Тюмени (об этой поездке я писал раньше, можно почитать здесь), то сейчас мы продолжим наш маршрут по трассе М4 «Дон» прямо, и я покажу вам ещё один менее известный, но не менее интересный путь на восток нашей страны.

-26

Параллельно с трассой А260 на Волгоград уходит неэлектрифицированная железнодорожная линия Лихая – Волгоград, обслуживаемая тепловозами, перевозящими не только товарные, но ещё и несколько пассажирских составов. Раньше по этому маршруту можно было доехать до Волгограда на «перекладных» от самого Ростова, причём всего лишь за одну ночь (об этой железной дороге я уже писал здесь и здесь), но сейчас на границе двух областей происходит разрыв в пригородном сообщении, и на сегодняшний момент такой возможности больше не существует. Железная дорога разделяет Каменско-Красносулинскую ВЭС на две одинаковые площадки, по 26 ветроэнергетических установок с каждой стороны. С путепровода на трассе М4 хорошо видно, что если повернуть на трассу А260, то к ветряным мельницам можно подъехать достаточно близко.

-27

Некоторые специально сворачивают, чтобы сфотографироваться прямо на фоне этих гигантов, мы же для более детального рассмотрения одного из ветрогенераторов просто воспользовались режимом приближения на фотоаппарате. Тем временем мы покидаем территорию Красносулинского района, и впереди нас ждёт Каменский район, самый богатый на достопримечательности по трассе М4 «Дон» в Ростовской области.

Читать следующую часть

Читать о путешествии с самого начала

Все части моего рассказа о путешествии в Якутию и другие можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».