Везет России на правителей
Человеколюбивых, умных, знающих, понимающих…
Сначала безраздельно властвовали великие князья и цари. У них иногда случались и издержки, и неудачи, что они прочувствовали на собственной шкуре и за что они расплачивались в полной мере: то власть у них отбирали, то в темницу сажали, то глаза выкалывали. И еще многое чего было.
Пришла Октябрьская революция
Наступила власть народа, демократия. Давайте вспомним, как это было.
Первый демократ в России Ленин. Вот он на ступеньках во время съезда советов что-то быстро-быстро пишет, слушая выступающих депутатов. А потом написанное им принимается как декрет власти. Единогласно и без всяких исправлений. Умно написано, оперативно, с учетом момента времени, чаяний народа.
И потом ни один декрет не принимался без его предварительного редактирования и одобрения. Часто во время заседания он писал и посылал записочки, которые тут же кем-то читались, прочитавший согласно кивал, поднимался и уходил их исполнять. А потом… Не все переживали это «потом», кое-кому приходилось не сладко. Но что поделаешь, демократия.
Пришел ему на смену Сталин. Сталин действовал более круто. Принимаемые им решения часто резко меняли жизнь многих миллионов людей. Известен его риторический вопрос: «А что думает об этом товарищ Сталин?»
Не известно ни одного судьбоносного (и даже не очень судьбоносного) решения в стране, которое было бы принято без его одобрения. Особенно это наглядно проявилось в Отечественную войну: он распоряжался подготовкой, перемещением всех войск, запуском в производство оружейных систем и даже отдельных видов стрелкового оружия, судьбой военачальников… Военачальники, особенно до войны, боялись принимать решения об управлении войсками, с его ведома не были призваны перед войной в армию солдаты, войска были размещены крайне неудачно, орудия были собраны на полигонах для так, что потом сильно аукнулось, особенно на первом этапе войны.
Вот Жуков пишет, что в начале войны, когда осуждались неудачи в первых блях, Сталин спросил о том, кто виноват в неудачной разработке плане прикрытия. И сам же ответил: «Товарищ Сталин». Хорошо, что он это признал. Но был ли он наказан? А Павлов был расстрелян. Вот и боялись военачальники принимать решения, ждали одобрения Сталина, упускали время. А слишком резвые и независимые нередко бывали наказаны, и очень прилично: кто-то снят с должности, а кто-то и арестован, и расстрелян.
Во времена правления Хрущева было принято много волюнтаристических решений. Были ли руководители страны свободны в своих действиях? Трудно сказать, ведь без него ничего не принималось. И хотя был он все лишь руководителем партии, но правил страной как Президент. А это было почище, чем царь.
Эпоха Брежнева, эпоха застоя. «Дорогой Леонид Ильич» все решал сам, никому не позволял делать что-то без своей воли. А так как силы или желания у него часто не хватало, многое оставалось не сделанным, многое спускалось, страна все ближе скатывалась к разрухе.
Михаил Сергеевич был шустрый, инициативный, деятельный, но часто на словах. И хотя делалось все с его одобрения, но с подачи других. Ему не хватало желания или ума верно оценить принимаемые решения и их последствия, было проще делать по чьему-то совету. Совет, что ему давали, мог быть и далеко не самый лучший, но принимался и оценивался некритично.
Вот и развалился Советский Союз. Ну, не хватило у него времени быстро принимать решения, а кто-то лишком спешил к независимости и не слышал его «еще не время, подождите, мы думаем».
Ельцин народ слышал, но времени у него не хватало. А тут парад суверенитетов, независимости его соратников, непослушание органов власти. Вот и появилось его знаменитое «я указ подписал, а вы добивайтесь его исполнения». Конечно, в пьяном угаре и похмельном синдроме где уж тут думать о стране и народе!
Но время идет, что-то меняется
Двадцатилетнее правление Владимира Владимировича Путина в этом плане существенно отличается от его предшественников. И срок немалый (а он еще может долго длиться), и еще ничего не успели забыть.
Нот вот мне (думаю, и другим тоже) давно уже бросается в глаза его большое желание сделать все самому (или продемонстрировать, что сделано им) и показаться народу. В новостных выпусках всех каналов примерно половина времени либо говорят о нем, либо показываю его, как он говорит, куда идет, где ловит рыбу или катается на лыжах…
Раньше о Ельцине говорили: «вчера в Кремле Борис Николаевич принял», и всем сразу становилось ясно, что он принял. Сегодня же расскажут, где был и что делал наш Президент, но после обязательно покажут, как он это делал и что говорил. Если его не показать, то могут либо не поверить, что это был именно он, либо забудут, как он выглядит.
Сообщают, что Президент принял (или встретился) с губернатором, министром или депутатом. И покажут эту встречу. И что говорил Президент, и что ему отвечали. Причем и говорит он сам, и отвечают ему тоже в кадре. Пусть разговор был даже о самом обыденном, но как пропустить такие важные слова. ВВ обязательно напомнит губернатору об успехах руководимой этим губернатором области (губернатор этого не знает или успел забыть), а тот ответит, обязательно начав со слов: «Исполняя Ваши решения…». Сам он, конечно, ни до чего додуматься не мог, а вот Президент ему подсказал, направил на путь истинный. И благодаря этому область процветает.
После ежегодной телевстречи с народом Президент продолжает ее, сначала несколько раз повторяя в разных телеканалах, а потом встречаясь с губернаторами. В ходе бесед с губернаторами на высшем уровне он не забудет передать тоненькую зеленую папочку со словами: «В ходе телемоста были заданы вопросы. Вы уж ответьте на них, постарайтесь». И, уважая нервы губернатора, стареясь не испортить его имидж, никогда не спросит с губернатора, почему люди задают эти вопросы, почему они не получили ответы в области, почему вскрываются безобразия, где был губернатор. Все просто, по-семейному. Подучается, что из нескольких миллионов вопросов губернатора касается и то лишь слегка всего несколько. Хорошо работают наши губернаторы, области процветают, жители областей шлют им приветы и благодарности. А заодно и мудрому Президенту.
И ведь часто получается, что вопрос в ходе телевстречи только обсуждается, Президент только слегка попытался нахмурить брови, а уже где-то что-то делают, устраняют: и дорожные машины укладываю асфальт, которйый не могли уложить десятки лет, и губернатор выехал на встречу с жителями и уже принимает меры…
А почему раньше не делали?
А где же остальные миллионы вопросов? Каждый год на всю страну объявляют, что ни один вопрос не останется без внимания, все получат на свои вопросы подробные ответы, будет реакция с устранением недостатков. Ведь единственная цель таких встреч – выяснить, что делается плохо и устранить эти недоразумения. Но я несколько раз письменно, по указанным адресам задавал вопросы, но ответа ни разу не получил. И вообще, сколько ни обращался за помощью к Президенту страны, ни разу не получил положительной реакции: на страже стоят его референты, четко отсекают все мои жалобы, быстро куда-то отправляют их. На этом вся реакция заканчивается стандартным ответом: жалоба не подтвердилась, сам виноват. Либо вообще без ответа.
Интересно обратить внимание на проводимые и транслируемые встречи, совещания. Президент намечает проблему, задает вопрос (на любую тему), ему отвечают, при этом очень складно, по делу, с цифрами и фактами. Но при этом обязательно и Президент читает по бумажке, и отвечают ему тоже по бумажке. Создается впечатление, что все заранее отрепетировано, роли распределены, вопросы и ответы заранее написаны. Вот только кто их пишет? Не один ли человек намечает, что спросить и как ответить?
Конечно, хорошо, когда все знают свою работу, ее проблемы, ориентируются в ней. Но вот после этих встреч такого впечатления не остается: слишком гладко, слишком все заранее продумано. Ну, не бывает так! Обязательно хотя бы часть вопросов вызывает смущение, некоторую заминку, паузу, где-то происходит сбой, требуется что-то уточнить. Здесь же этого нет.
Вот и вспоминается запрещение Петра Первого читать на ассамблеях по бумажке: «Дабы сразу была видна дурь каждого».
Как работают наши органы власти? Выступает Мишустин: «Исполняя поручение Владимира Владимировича… Исполняя национальные проекты Владимира Владимировича…». И прочее.
В думе начинается обсуждение проблемы, говорит Володин: «Проблема, поставленная Владимиром Владимировичем…», и далее по бумажке.
Принимаются законы в Госдуме. Многие законы могут приниматься годами, переходя из думы одного созыва в думу другого созыва. Но стоит выйти с инициативой Президенту, как закон принимается в несколько дней во всех трех чтениях. И я не заметил, чтобы в его текст депутаты вносили изменения или их критиковали.
Показательно проходило обсуждение поправок в Конституцию
С инициативой выступил Президент. Он же определил состав поправок, даже их желательное изменение. Он же выбрал состав комиссии по поправкам, сам собрал его, определил, кто достоин эти поправки обсуждать.
Намечалась длительная работа над ними: собрать мнение народа, мнение региональных депутатов, партий, обсудить их в СМИ. Причем на каждом этапе замечания и предложения должны были обсуждаться в комиссии по поправкам, после чего повторное вынесение на суд народа для выяснения мнения по ним. И так несколько раз, пока замечания не будут разобраны и устранены.
Но Президент поступил мудрее: несколько раз встретился в этом комитете, ответил на все вопросы членов комиссии, разрешил все сомнения, внес новые формулировки и новые поправки, уточнил их, вновь аргументировано ответил на вопросы. Что еще осталось обсуждать? И даже пандемия, карантин не остановили: все было принято очень оперативно.
А если бы он разрешил обсуждать поправки так, как это могло бы (и должно бы было) пройти, чтобы учесть мнение граждан страны, сколько бы времени вносились изменения в Конституцию? Ему это нужно?
Очень быстро принимаются кадровые решения. При этом почему-то человек, разваливший один участок работы, переводился на другой. Может быть, потому, что он уже имел опыт разваливания, а другого еще надо этому обучать? Сняли с работы губернатора Приморского края как несправившегося (отказали ему в доверии люди), он тут же оказался в советниках Президента. Тоже самое произошло и с министром образования, министром труда и соцобеспечения. А министр спорта оказался настолько профессионалом, что возглавил Минстрой. И тут отличился: поручили решить проблему пострадавших от наводнения в Тулуне, так через полгода он стал задавать вопросы: а почему ничего не сделано и не делается. А сам он где был? Наказан он после этого? Кто-то с него спросил, почему ничего не сделано? Чем он занимался эти полгода, если ему была персонально поручена эта работа, забота по ее организации и согласовании работы всех заинтересованных органов власти – от области до республики?
Роскосмосом руководил профессиональный журналист. Правда, я что-то его статей не припомню. Чем он прославился? Результат: воровство и развал. Вот это видят все.
Почти тридцать лет чудил Чубайс, развалил очень много, много денег (и бюджетных, и из кошельков граждан страны) спустил в трубу. Наказан? Переведен на очередное теплое местечко. Он теперь буден представлять страну на международном форуме. А где же наши деньги, Анатолий?
Медведеву специально учрежден пост, где много делать не надо, раньше и без этого поста и его руководителя обходились. В другой стране введение этого поста сопровождалось бы серьезными обсуждениями. И еще далеко не факт, что его ввели бы. Но президента надо поддержать. А деньги выделить своему человечку святое дело!
Вот такая демократия была в Советском Союзе. И есть в России.
А не пора ли вводить в России самодержавие?
Или оно уже есть?