Инженерные сооружения — не самые распространённые в Саратовской области достопримечательности. Тем ценнее их редкие экземпляры, дошедшие до наших дней. В паре часов езды от Саратова сохранились мосты начала ХХ века, любопытные в строительном и эстетическом отношении.
Первой точкой нашего путешествия стало село Сокур Татищевского района, основанное ещё в первой половине XVIII столетия. Сначала здесь поселились саратовские крестьяне, потом их компанию разбавили солевозы-украинцы из Покровской слободы. В 1901 году в селе возвели большую Покровскую церковь, которая теперь имеет статус памятника градостроительства и архитектуры регионального значения. Храм строили 22 года на месте обветшавшего деревянного, а главный престол был освящён 20 октября 1902 года. При нём имелась деревянная колокольня, не дошедшая до наших дней. В 1928 году церковь закрыли и превратили в склад строительных материалов колхоза; верующим её вернули в 1990-х годах. В 2010 году тогдашний епископ Саратовский и Вольский Лонгин провёл первое богослужение со времён закрытия. В 2013 году начался ремонт, и работы внутри продолжаются до сих пор.
Другими достопримечательностями Сокура являются памятник погибшим на фронтах Великой Отечественной войны сельчанам и бюст танкиста А.П. Босова, который здесь родился. Сохранилось бывшее здание волостного правления и земельного банка, где некогда работал местный дом культуры, а теперь, похоже, поселилась разруха.
Но мы, конечно, приехали в Сокур не за этим. На его окраине, над одноимённой рекой, уцелел подвесной мост (который одновременно является и плотиной), сооружённый в 1909 году. Необходимость в его создании возникла, когда годом ранее местные крестьяне пострадали от неурожая. Саратовское уездное земство решило создать плотину во избежание засухи и пригласило для реализации своих планов инженера-техника С.Г. Грингофа (чей особняк сохранился в Саратове). Проект был реализован настолько удачно, что мост «Шагомъ» и плотина существуют и функционируют до сих пор. Правда, покрытие перехода внушает опасения, но поменять его — и можно вновь танцевать чечётку над рекой.
«ШагомЪ» (значит, лошади должны были перейти с рыси или галопа на шаг) — не единственные надписи на мосту-плотине. На его тумбах уцелели информационные щиты, где указано, что строительство велось под наблюдением помощника техника Ю.М. Вержбицкого и девятника В.А. Бородушкина. Строили мост те самые крестьяне Сокурской волости, которые пострадали от засухи. Видно, что старались для себя — и их творение пережило своих создателей. С другой стороны моста имеется небольшой отводный канал. В декабре 2018 года переход через Сокур признали объектом культурного наследия, и теперь он отлично иллюстрирует отношение государства к памятникам истории.
Неподалёку от Сокура мы наткнулись на ещё один любопытный мост. Он перекинут через реку Сокурка и кажется сложенным из остатков какого-то железнодорожного перехода. В интернете информацию о его создании пока найти не удалось.
Обратный путь по не лучшим сельским дорогам, СКАД, поворот на трассу Р-228 — и мы въезжаем в Клещёвку уже Саратовского района. Считается, что это село отсчитывает свою историю с начала XIX столетия. В 1909 году здесь, как и в Сокуре, построили мост (через реку Курдюм) — и тоже стараниями Саратовского уездного земства. Как и в Сокуре, проект перехода составил Грингоф, помогали ему в строительстве Вержбицкий и десятник В.А. Осипов.
Строили мост тоже пострадавшие от неурожая крестьяне — но уже Пристанской и Вязовской волостей. От Сокурского мост в Клещёвке отличается конструкцией, красотой пролёта и отсутствием плотины, а также тем, что эксплуатируется до сих пор. Раньше прямо по нему пролегала региональная трасса; теперь, к счастью, она пущена в объезд Клещёвки, но сооружение до сих пор соединяет два берега реки.
Больше фото и статья опубликованы на нашем сайте: https://laperuz.com/mosty-okruga-saratovskij-sokur-i-kleshhyovka
Будем очень рады видеть вас, дорогие читатели, среди подписчиков нашего канала (подписаться можно сверху). Обязательно ставьте лайки - это важно для канала;) А эту и другие истории вы можете прочитать на сайте Laperuz.com