Российскому рынку музыкального стриминга предсказывают большое будущее. Минувшим летом в России был запущен сервис Spotify.
Шведский аудиосервис Spotify был зарегистрирован в России более шести лет назад, но запуск несколько раз переносили, и в итоге сервис был официально запущен только в июле этого года. Одновременно он начал работу в Украине, Беларуси, Казазахстане и Молдавии. Общая география Spotify составляет 92 страны мира. На конец второго квартала 2020 года у сервиса было 299 млн пользователей по всему миру. По этому показателю он был лидером среди музыкальных сервисов в мире с долей 32%, следует из данных MIDiA Research.
Помимо запуска Spotify на российском рынке значимым событием стало приобретение Сбербанком сервиса Zvooq (в данный момент - Сбер-Звук). Сервис включен в подписку от экосистемы Сбербанка СберПрайм.
Конкуренцию им составляет Яндекс и его сервис Яндекс.Музыка. Подписка на него включена в состав пакетного приложения (бандла), которая дает определенные преимущества в других сервисах Яндекса и его партнеров.
Аналогичными пакетными предложениями располагает Mail.ru Group, которая владеет приложением Boom и Combo, интегрированным в социальные сети Вконтакте и Однокласники.
Из иностранных сервисов российским пользователям доступны Apple Music, Google Play Music и Deezer.
Аналитика.
Пиратство.
Одной из главных проблем музыкального рынка в цифровой экономике было пиратство. До недавнего времени, контент в сети Интернет слабо регулировался на законодательном уровне, но с недавних пор авторские и смежные права и проблемы с их соблюдением попали в поле зрения государства. Защиту прав авторов и исполнителей осуществляют Роскомнадзор, Федеральная антимонопольная служба и МВД. Принятие Антипиратского закона и заключение соглашений с представителями отрасли, значительно снизили возможности доступа к нелегальному контенту. Хорошим примером является легализация известного пиратского сервиса Zaycev.net.
Бизнес стратегии.
Самостоятельные сервисы смотрятся не выигрышно по сравнению со своими более крупными пакетными конкурентами. Музыкальные сервисы в рамках экосистемы в состоянии привлечь пользователя скидками и предложениями в сторонних сервисах, а то и вовсе сделать музыку бесплатной. В такой ситуации, отдельному сервису придется искать свою оригинальную нишу или искать партнерства с участниками рынка. Крупнейший стриминговый сервис Spotify как раз является таким самостоятельным сервисом.