Найти тему
Любава Ми

Как отличить задержку психического развития (ЗПР) от умственной отсталости (УО)

Нужно признать, что сами врачи часто путают эти диагнозы и неправильно их дифференцируют.

Первый критерий , который нужно учитывать, это то, что при нарушении познавательной деятельности при ЗПР характерны парциальность и мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности. В то время, как при УО будет характерна тотальность и иерархичность нарушений и диффузно разлитое повреждение коры головного мозга, то есть во всех сферах примерно одинаково будет отмечаться снижение психической деятельности.

Второй критерий-это потенциальные возможности развития познавательной деятельности, особенно высших форм мышления: общение, сравнение, анализ, абстрагирование, которые можно выявить у детей с ЗПР. При УО это является основной проблемой, могут быть даже хорошо сформированы речевые навыки, но , тем не менее, способности к абстрагированию, к установлению причинно-следственных связей , они будут значительно снижены.

Третий критерий -это скачкообразность динамики: считается, что при ЗПР можно наблюдать скачкообразный прогресс, до ухудшения, периоды рывка и периоды затишья. При УО такие скачки отсутствуют.

Четвёртый критерий: при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности, такие как внимание, восприятие, зрительная, двигательная координация, а при УО страдают, все таки, в большей степени мыслительные функции: мышление, анализ, сравнение, синтез.

Пятый критерий: дети с ЗПР больше способны к плодотворному сотрудничеству , они умеют принимать помощь, они способны действовать по аналогии, и эта помощь ещё более эффективна, когда она оказывается в форме игры. А при УО , считается, что предложение помощи в форме игры может привести к непроизвольному соскальзыванию ребёнка с выполнения заданий.

Шестой критерий: игровая деятельность. Для детей с ЗПР характерна игра сюжетная, присутствуют элементы фантазии в игровой деятельности, она более богатая, чем у умственно отсталых детей. У детей с УО игра остаётся на уровне предметно-игровых действий.

Седьмой критерий: эмоциональная составляющая. Дети с ЗПР проявляют больше эмоций, игра живая, яркая. При УО эмоции скудны, однообразны, слабо выражены.

Восьмой критерий: наличие грубых органических проявлений. При ЗПР наличие грубой неврологической симптоматики обычно не отмечается, но можно увидеть неврологическую микросимптоматику. При УО неврологическая симптоматика ярко выражена.

Девятый критерий: патологическая наследственная отягощённость. При ЗПР она встречается редко. А при УО в анамнезе довольно часто можно увидеть наследственную отягощённость по нарушениям развития и другим психическим расстройствам.

При наличии критериев, по которым можно дифференцировать заболевание, есть ряд причин, по которым это сложно сделать: наличие у пациента речевых нарушений, поведенческих, чем младше ребёнок, тем сложнее сложить картину его заболевания.. Поэтому для постановки диагноза необходимо динамичное наблюдение, чтобы точно определить его уровень отставания, и проведение диагностики несколько раз в течение определенного периода времени. Нужно дать ребёнку время привыкнуть к доктору, который проводит наблюдение, к месту, в котором его обследуют. Маленькие дети могут отказываться от общения и проведения диагностики, потому что боятся или переживают, а это может стать причиной постановки неверного диагноза.

Источник: врач-психиатр Д.А. Емелина

Наука
7 млн интересуются