Найти тему
Слон

Как полюбить русское кино?

Оглавление

Российский кинематограф тоже "могет"! Только нужно знать что и, главное, куда смотреть. Для начала подойдет и эта статья с небольшой подборкой качественных, на мой взгляд, и довольно интересных фильмов от современных русских режиссеров.

Я разделяю кино на два вида: продукт, снятый ради денег или понтов (собственно то, что обозревает Badcomedian), и настоящее искусство, задающее вопросы и ищущее на них ответы. Не удивительно, но в России именно первый тип фильмов пользуется популярностью у широкого круга зрителей за счет обсуждения в обществе и рекламы. Ну у кого дома не лежит диск с "Горько!" или "Елками"? Тогда как действительно качественные фильмы выходят чуть дальше за рамки фестивалей. И создается ощущение, будто посредственные сценарии, искажение информации и халтура-все, на что способны русские киноделы. Сразу возникает вопрос: "Ну куда же делось наше советское кино?". А оно никуда и не пропадало, просто его не видно за шквалом мусора, который так усердно рекламируется по телеканалам.

Истинные ценители кинематографа скорее всего не только слышали, но уже давно видели представленные фильмы; вот вам повод порассуждать над наполнением подборки. Надеюсь, после просмотра этих картин вы сможете если не полюбить, то хотя бы немного поверить в русское кино. Ведь настоящее кино как хорошая литература - вдохновляет, заставляет думать и зажигает сердце.

1. Ученик (2016) реж. Кирилл Серебренников

Мир устроен неправильно. Мир погряз во зле. Много лжи, вранья, лицемерия. Добродетель поругана. Вера утрачена. Главный герой, мальчик Вениамин, считает, что знает все о моральных нормах. Как их надо соблюдать, от кого их надо защищать, что такое хорошо и что такое плохо. Его поведение для окружающих становится серьезным испытанием. Где граница между моралью и нетерпимостью, свободой и вседозволенностью, проповедью и терроризмом, религией и манипуляцией?

"Ученика" называют неординарной картиной, которая подходит не всем. Под стать его создателю. Этот фильм я смотрела дважды с разницей в полтора года, каждый раз находя для себя новые темы для рассуждения. О чем это кино? О радикальном христианстве, о противостоянии, сопротивлении системе, "черных" уголках религии? Фильм вызывает неоднозначные чувства, заставит немного порассуждать над ситуацией. Тут какая-то особая, немного знакомая нам и в то же время отчужденная от всего атмосфера. Привычные образы учителей, школы и ее "обитателей", церковных служителей, родителей, контрастируют с идеей и поведением мрачного главного героя и его антагониста-учителя биологии, как будто бы в обычный мир попали ангел и демон, но они не осознают кто есть кто и что им вообще делать. Думаю, вам точно понравится операторская работа, игра с цветом и светом, цветовые акценты, постановка сцен. Актерские работы тоже заслуживают внимания.

2. Дурак (2014) реж. Юрий Быков

Жизни 800 человек общежития висят буквально на волоске из-за безразличия местных властей. В любую секунду здание может рухнуть. И кто бы мог подумать, что судьбы людей окажутся в руках простого сантехника. Но удастся ли ему что-то изменить и предотвратить катастрофу?

Оказывается, "все" страдают не только в русской классической литературе, но и в этом фильме. Прежде всего-зритель, а уже потом главный герой и его окружение. "Дурак"- кино о борце с системой, причем в качестве системы тут предстают не только городские чиновники-коррупционеры, но и сами жертвы - жители аварийного дома, да и вообще все окружение главного героя. Это о безразличии и пороках простых людей, составляющих общество. Положительный персонаж тут только один, и все встают против него в угоду собственной выгоде, страху и желанию спокойствия. После просмотра картины появляется новый взгляд на свои поступки и поведение других людей. Мы жалуемся на жизнь и власть, но не хотим ничего делать, ведь удобнее оставаться в своем душном, но теплом коконе. Многих зрителей удивит интересный взгляд на чиновническую верхушку, (которая, кстати, предстает перед нами вся и сразу в одном месте), как будто бы режиссер сочувствует обманщикам и ворам. Юрий Быков показывает множество бытовых проблем: алкоголизм, домашнее насилие, воровство, разбой, коррупцию. Прежде всего фильм вызывает чувство несправедливости и горькую иронию по отношению к главному герою и миру, который его окружает.

3. Морфий (2008) реж. Алексей Балабанов

1917 год, время смуты, революции, надежд и потерь. В больницу уездного города N приезжает 23-летний доктор Поляков. Однажды, борясь за жизнь пациента, Поляков ставит под угрозу свою, спасает его укол морфия - сильного обезболивающего, вызывающего зависимость. Но Поляков не верит, что пагубное пристрастие может возникнуть у здравомыслящего человека, тем более у врача.

"Морфий"-не шедевр, но хороший фильм на вечер. Это довольно качественная экранизация по мотивам произведений Михаила Булгакова "Записки юного врача" и "Морфий", с хорошими актерами на первом плане и антуражем глухого уездного городка. События разворачиваются на фоне революции 1917 года. Вместе с трагедией целой страны перед нами предстает также личная драма человека, который в цвете лет оказался оторванным от всего мира в дремучем городке, все его надежды, прежняя жизнь и любовь оставлены в прошлом. Не удивительно, что при таком раскладе дел морфий становится не причиной, а следствием проблем. Тут царит апатия, серость, безразличие. Даже самые шокирующие или пикантные по своему содержанию сцены воспринимаются как обыденность. Зритель с головой окунается в проблемы уездной больницы и самого главного героя. Это атмосферное кино долго не отпускает своего зрителя.

4. Возвращение (2003) реж. Андрей Звягинцев

В жизни двух братьев неожиданно возникает отец, знакомый им только по фотографии десятилетней давности. Появление странного и чужого для них человека переворачивает жизнь мальчиков, когда отец вырывает ребят из привычной жизни в тихом родном городе и привозит на заброшенный остров.

Действительно талантливая и сильная картина, созданная прекрасным режиссером, притягивает внимание прежде всего великолепной актерской игрой. Андрей Звягинцев затронул острую бытовую проблему, "отцов" и покинутых ими "детей". Сюжет может показаться непонятным и посредственным, незавершенным, персонажи второго плана-картонными и сырыми. Это как раз тот тип фильма, когда все действие происходит внутри персонажей. И чтобы хоть что-то понять, зритель должен прочувствовать историю, чему всеми силами способствует режисер, используя множество приемов, от цветокора до лейтмотивов и особенных деталей.

Конечно за пределами этой статьи есть еще много того, за что можно любить российское кино и о чем я бы хотела рассказать вам. Надеюсь, тут вы узнали о чем-то новом и интересном для себя, а также взяли на заметку пару фильмов, о которых можно рассказать друзьям. Приятного просмотра!