Репортеры не могли подобрать слов, когда могучий Гинденбург внезапно загорелся при приземлении. После этой катастрофы использование дирижаблей на долгие годы было прекращено. Как же произошло это трагическое происшествие?
Это был 1937 год, и Гинденбург, названный в честь бывшего президента Третьего рейха, как раз открывал новый сезон своих межконтинентальных путешествий. При взгляде снизу он казался несокрушимым, во главе которого стояла массивная фигура, двигавшаяся бесшумно и грациозно.
Этот же самолет годом ранее появился на церемонии открытия Игр в Берлине. Ему удалось доказать свои способности, пролетев за первый год использования более 190000 миль и семнадцать раз пересекший Атлантический океан. Однако на этот раз полет закончился очень плохо!
Время летающих кораблей
Хотя в ретроспективе это кажется невероятным, большие надежды возлагались на дирижабли не только в транспортной отрасли. Эти огромные машины принимали участие в Первой мировой войне - немцы использовали их как дальние бомбардировщики. Хорошо известная модель LZ-104 длиной 226,5 метра могла нести более тонны бомб; у него также было четыре пулемета на борту.
Эти средства передвижения, известные как цеппелины в честь конструктора Фердинанта фон Цеппелина, были построены из дюралюминия и ... кишок животных! Они отлично зарекомендовали себя для создания воздухонепроницаемых покрытий, способных удерживать газ-носитель. На один сосуд требовалось около 250 коров.
Кажется странным, что конструкция из легкопробиваемого материала просто не пробивалась. Именно здесь проявилось самое большое преимущество цеппелинов на поле боя: высота полета. У союзников были истребители, способные подниматься на максимальную высоту до 3,5 км, а дирижабли - до 7 км! Более того, если кто-то уже успел поразить снаряды бомбардировщика-гиганта, он не загорелся - на такой большой высоте просто не было кислорода!
Попытки использовать осколочно-артиллерийские боеприпасы также не увенчались успехом. В конце концов было решено оснастить истребителей пулеметами, направленными вверх, но трагическая статистика (от 0 до 15 в ущерб истребителям) быстро подтвердила и эту идею. Единственный сбитый дирижабль был застигнут врасплох в 1915 году Реджинальдом Александром Джоном Варнеродом, который выследил LZ-37 после бомбардировки Кале в течение ночи. Немецкая машина уже была повреждена и двигалась низко, благодаря чему пилот авиационного корпуса Королевских ВМС мог пролететь над ней и поразить ее сверху.
Союзники добились впечатляющей победы только тогда, когда Джон Помрой разработал специальные ракеты, снаряженные нитроглицерином, которые стреляли попеременно зажигательными патронами. Это решение должно было привести к воспламенению водорода в дирижаблях в условиях низкого содержания кислорода в воздухе. 2 сентября 1916 года благодаря новым боеприпасам удалось сбить немецкий самолет - за штурвал истребителя сел лейтенант Уильям Ли Робинсон. Вскоре стало ясно, что цеппелины больше не актуальны на поле боя.
Чудо техники, покоритель Атлантики - воздушный шар-взрывчатка
Трагический майский полет «Гинденбурга» в 1937 году казался совершенно обычным. Переход через океан прошел гладко, возможно, без учета ветра, дующего в противоположном направлении. Ранним днем, пролетев над Нью-Йорком, дирижабль приблизился к аэропорту назначения, базе Лейкхерст в Нью-Джерси. На борту находился 61 экипаж и 36 пассажиров. Проблемы начались при посадке. Как позже описал комментатор Pathé News:
По мере приближения к Лейкхерсту Гинденбург казался гигантом, господствующим в небесах. Но вскоре оказалось, что это просто игрушка в могучих тисках судьбы. Казалось, судьба подготовила почву для этой ужасной трагедии - корабль грациозно двинулся навстречу гибели.
Дирижабль огибал посадочную площадку Лейкхерста, сбросив больше балласта, чем когда-либо прежде, тщетно пытаясь выровнять полет. Когда балласт снова выбросили, нервное напряжение захлестнуло зрителей, что было очень необычно. […]
В конце концов, веревки сброшены. Эти сцены, снятые оператором Pathé News Уильямом Диком [...], показывают взрыв корабля. Люди на борту прыгают, спасаясь от пылающего ада. Падение Гинденбурга, дирижабль разрушен менее чем за полминуты.
К ужасу зрителей, дирижабль внезапно загорелся. Потребовалось несколько десятков секунд (по разным данным, 32, 35 или 37 секунд) водород, находящийся в воздушном шаре, превратился в огненный шар, и «Гинденбург» рухнул на землю. Армия и пожарная команда пошли на помощь, но не всех спасли.
Вскоре от массивной конструкции остался только обугленный скелет. Чудом спаслись 62 человека, в том числе 23 пассажира. Раненых доставили в ближайшую больницу Лейквуд, а затем, по возможности, доставили в Нью-Йорк, находящийся на расстоянии 60 миль. Члены экипажа, вышедшие из аварии без серьезных травм, были размещены в столовой офицерской базы в Лейкхерсте. Вскоре началось расследование, чтобы выяснить причины крушения. 10 мая «Универсальная кинохроника» сообщила:
Тринадцатилетний Вернер Франц, дерущийся на палубе и самый молодой выживший, скоро предстанет перед советом Министерства транспорта […] Но эксперты полагают, что точные причины самой страшной авиакатастрофы никогда не будут раскрыты. Над Гинденбургом висит знак вопроса, которого мы никогда не забудем.
Есть несколько гипотез о ходе трагедии. Как нетрудно догадаться, они также включали теории заговора о саботаже. Хьюго Экнер, менеджер Luftschiffbau Zeppelin, предположил, что «Гинденбург» мог быть сбит снайпером с использованием зажигательных боеприпасов. Ранее Экнер получал письма с угрозами. Как только он узнал о катастрофе, он отправился в Берлин, чтобы собрать дополнительную информацию. Он узнал, что дирижабль не «взорвался», как ему представили вначале, а «сгорел». Это отклонило предположения в другом направлении: искра от статического напряжения, которая воспламенила утечку газа, могла быть причиной катастрофы.
Что победило Гинденбурга?
Других экспертов объяснения Экнера не убедили. По словам Макса Прусса, капитана Гинденбурга, причиной должен был быть саботаж. В конце концов, дирижабли уже много раз путешествовали раньше, они даже пролетали сквозь штормы и оставили их невредимыми. Полеты на огромных самолетах считались очень безопасными. Комендант базы в Лейкхерсте Чарльз Розендаль даже написал книгу, в которой подробно описал возможные причины саботажа («А как насчет дирижабля?», 1938).
Предположения касались в основном Йозефа Спаха - немецкого акробата, который должен был вести себя подозрительно, - и Эриха Шпеля, мастера. Шпель был родственником девушки с антинацистскими убеждениями, он знал фотографию (которая, по мнению сторонников теории заговора, равнялась знанию лампочек, то есть возможных детонаторов), и имел доступ к платформе, где произошло возгорание. Более того, следственная служба обнаружила следы возможных остатков детонатора возле четвертого бензобака, где Spehl! Однако никаких веских доказательств обнаружено не было, а сам Спель погиб в огне.
Теории саботажа (включая еще одну, о которой сам Гитлер приказал уничтожить корабль, чтобы ударить Экнера по носу) в конечном итоге были отвергнуты. Между тем, к статическому разряду присоединилось больше предложений. По одной, в Гинденбурга ударила молния, по другой - возгорание вызвало отказ двигателя. Однако неизвестно даже, что было первым топливом для пожара: был ли это просто водород, каким-то образом смешанный с кислородом, или это была краска на воздушном шаре?
В любом случае, заявление репортера «Универсальной кинохроники» остается в силе: неизвестно, каковы были настоящие причины крушения, и мы, вероятно, никогда не узнаем. «Он представлял собой последнюю попытку покорить Атлантику по воздуху», - сказал журналист позже в материале. - «Трагедия не остановит прогресс. Знания появятся из пепла, а судьба извлечет урок, который приведет к новым и лучшим способам покорения воздуха. Таким образом, трагически погибшие не пропадут даром.
Обязательно подпишись на наш канал «Моменты истории»! Это поможет нашим редакторам с вдохновением выпускать новые материалы! Так, же мы будем рады если вы про комментируете данную статью и поставите лайк!
Возможно вас заинтересуют другие наши публикации:
Каннибализм, рабство и загадочные исчезновения – с чего начиналась история Соединённых Штатов Америки
Инкубаторы для детей" от доктора Мартина А. Куни. История о том, как за 25 центов он показывал зрителям недоношенных детей
Конусы, установленные пришельцами, или архитектурная эволюция и упорный труд человеческих рук?
Этот ученый хотел создать лучи смерти! Вот 5 невероятных идей от Николы Теслы
Фекалии убили больше людей, чем войны! Как древние греки и римляне обходились без туалетной бумаги?