3 декабря 2020 года 11 правозащитных организаций направили обращение в Минюст по вопросу исполнения постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу «Лашманкин и другие против России». В этом постановлении ЕСПЧ подробно описал системные проблемы со свободой собраний в России, требующие принятия общих мер, включая изменение законодательства. Комитет министров Совета Европы, контролирующий исполнение постановлений ЕСПЧ, в сентябре 2020 года заявил, что Россия не в полной мере исполнила постановление ЕСПЧ по делу Лашманкина.
Правозащитники предложили Минюсту, занимающемуся координацией работы по исполнению постановлений ЕСПЧ, системные реформы для реализации права на свободу собраний в соответствии с практикой ЕСПЧ. Обращение подписали представители ПЦ «Мемориал», «ОВД-Инфо», «Команды 29», «Апологии протеста», Московской Хельсинкской группы, фонда «Общественный вердикт», российского отделения «Международной амнистии», Института права и публичной политики, Центра защиты прав СМИ, «Правозащиты Открытки» и московской ЛГБТ-инициативной группы «Стимул».
В обращении правозащитники попросили власти России:
- полностью декриминализировать участие в мирных митингах, даже несогласованных с властями, отменить положения законодательства, позволяющие привлекать к уголовной ответственности за неоднократное участие в несогласованных публичных мероприятиях;
- исключить возможность назначения административного ареста за участие в несогласованных публичных мероприятиях и кардинально снизить административные штрафы;
- исключить возможность признания серии одиночных пикетов единой акцией и возможность признания очереди в пикет многочисленной акцией; не распространять на одиночные пикеты ограничения, которые по своей природе предназначены для многочисленных акций; не распространять на участников одиночных пикетов ограничения, предназначенные для организаторов публичных мероприятий;
- улучшить процедуры согласования публичных мероприятий в России, сузить возможности для властей отказывать в согласовании публичных мероприятий, отменить необоснованные федеральные и региональные запреты на проведение публичных мероприятий на определенных территориях; официально публиковать официальную статистику о количестве поданных уведомлений о проведении акций и количестве согласованных и несогласованных властями акций; исключить возможность признания акции несогласованной только лишь на основании пропуска срока для подачи уведомления;
- расширить список ситуаций, в которых публичные мероприятия могут проходить без согласования с властями, ввести в законодательство понятие «спонтанное публичное мероприятие» и закрепить возможность проводить спонтанные акции без согласования с властями; законодательно закрепить возможность проводить без согласования публичные мероприятия с небольшим количеством участников, не предполагающие перекрытия дорог и иных серьезных изменений в функционировании города.