Образ Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова предстаёт не как отвратительный и уродливый посланец Ада, а, скорее, как нечто некогда прекрасное, но сломленное путём жестокого наказания со стороны Бога за грех мятежа. Это падший Ангел, которого низвергнули с Небес, и отныне он вынужден скитаться по бренной земле, переживая все тяготы мирского бытия.
За своё преступление Демон лишён не только смерти, но и дара забвения. Такое суровое и жестокое наказание. Тоска по потерянному Раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям - вот, что движет им в непрерывной борьбе с божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом равнодушном свершении зла. В творчестве М. Ю. Лермонтова Демон предстаёт в трёх разнообразных образах. Первый - преисполненный скуки, уставший от зла и от всего. Второй - сила земной жизни и воплощение невероятной красоты девушки Тамары, которая воплощает её в летящем счастливом танце, каким-то непостижимым образом затрагивает заблудшую душу Демона и порождает в ней некое необъяснимое волнение. Целью Демона становится не очередное сотворение зла, а мятеж против установленного Богом мирового порядка о добре и зле. Желание изменить свою судьбу и жестокий приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из Рая, ангельская песнь красавицы Тамары пробуждает в нём земную любовь и исторгает слезы, но сама слеза его неземная, она прожигает дикий камень. И, наконец, третий образ - Дух хочет возродится, избавится от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души прекрасной девушки. Лермонтов показывает, что любовь со стороны гения зла может нести за собой разрушительную силу, и является опасной, греховной и гибельной для земной девушки.
Почему же тема духа зла была столь популярна среди писателей и поэтов в период конца ХVIII -начала XIX века? Возможно, причина в том, что образ демонического существа представлялся удобной художественной формой, наиболее подходящей для того, чтобы описать личность нового типа, выдвинутую эпохой всеевропейского переустройства политического и социального бытия. Что до Лермонтова, Демон никогда не пугал его ни на миг, а был его певцом. "Гордая вражда с небом, презрение рока и предчувствие его неизбежности" — вот что характерно для его поэзии. Демон ближе, родственнее Лермонтову, чем ангел; земные мотивы в его поэзии кажутся более существенными, более органическими, чем небесные. С ангелами, и в самые возвышенные мгновения, он только встречается; с демоном же Лермонтов отождествляет себя с самого начала, даже тогда, когда образ его еще колеблется и он кажется порой активным избранником зла.
Я полностью разделяю позицию М. Ю. Лермонтова касательно представления образа Демона. Я считаю, что Демон - это свободная и мятежная личность, не зависимая ни от Бога, ни от природы, ни от общества. Он одинок, разочарован в окружающей его действительности и противопоставлен своему окружению. Он наделен огромной моральной силой, способен к высоким страстям, но никогда не обретает счастья, не достигает внутренней гармонии. Презирая ложь, притворство, мелкие страсти, ничтожные цели, господствующие в светском обществе, он бежит от всего этого в иную, более созвучную его внутреннему состоянию среду.
В качестве подтверждения сей позиции образа Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова, хочу вновь обратиться к поэме "Демон", написанной им в период 1829—1839 годов, которая уже вскользь упоминалась ранее. Лермонтов меньше всего хотел создать образ дьявола, ещё одного Мефистофеля. Поэт пытается пробудить сочувствие к своему герою. Сочувствие вызывает его одиночество и разочарование. Дьявол причиняет боль, а Демон сам страдает. Дьявол воплощает мир обыденности, а Демон воплощает грусть по высокому идеалу. Зло в душе Демона побеждается красотой. Читатель верит в искренность раскаяния Демона, когда он плачет из-за сочувствия к человеческому роду:
"И, чудо! из померкших глаз
Слеза тяжелая катится…
Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!.."
Читатель верит в глубину чувств Демона к юной красавице Тамаре. В любви к ней он видит надежду на возрождение другой, высокой и чистой жизни:
"И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора….
О! выслушай — из сожаленья! Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом…"
Лермонтов вкладывает в уста Демона жаркие слова любви. Вся душа Демона выражается в любви к Тамаре,для зла в его душе не остается места. Слова Демона убеждают, что это высокое чувство. Эти слова превозносят и саму женщину. Но попытка героя очеловечиться, освободиться от уз индивидуализма, избавиться от одиночества обречена па неудачу. Тамара гибнет от его поцелуя, и Демон не в силах противостоять ангелу, который несет ее душу в рай. В конце поэмы «побежденный» Демон проклинает свои «безумные» мечты и навсегда отстраняется от мира людей:
"И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!.."
Таким образом, в творчестве М.Ю.Лермонтова Демон предстаёт, как падший Ангел, низвергнутый с Небес за попытку изменить судьбу и мир, за что был жестоко наказан Богом. Он одинок, разочарован в окружающей его действительности и противопоставлен своему окружению. Он сломлен. Презрение к миру, гордыня и эгоизм губительны для души, обаяние индивидуализма обманчиво, путь отрицания приводит, в конечном счете, к самоотрицанию, к духовному небытию - таков смысл романтического иносказания М.Ю. Лермонтова.