Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента
Наш автобус из Йоханнесбурга в Булавайо на автовокзал в Преторию несколько опоздал. Весь он уже был заполнен черными, и лишь для нас, белых "господ" ;) оставили места в первом ряду. Впрочем нет, были и другие белые туристы, но немного, всего несколько человек.
Дорога от Претории до границы Зимбабве хорошая. Что характерно, автобус не сделал ни одной остановки до самой границы, а ехать там 470 км. Жалко конечно, что была ночь и не было ничего видно, ведь по дороге мы должны были проезжать через горные перевалы.
По дороге наш автобус проезжал три довольно крупных города — Мокопане, Полокване и Луис-Тричард. Про них хочу рассказать особо, так как их история хорошо иллюстрирует идущую в ЮАР уже довольно давно кампанию по смене бурских наименований городов на африканские. Здесь, на севере страны, где белых меньше всего, эта кампания пока что имела наибольший успех.
Претория — Мокопане — Полокване — Луис-Тричард — Зимбабве
Город Мокопане раньше назывался Потхитерсрюс, в честь вождя буров Пита Потхитера. В 2003-м году власти переименовали город в честь короля Мгомбане, местного вождя, убитого белыми переселенцами.
Город Полокване раньше назывался Питербург, в честь вождя буров-вуртрекеров Петруса Жубера. В 2005-м году черные власти переименовали город в Полокване, что означает "безопасное место" на языке народа северное сото.
А вот с городом Луис-Тричард, тоже названным в честь одного из бурских вождей, у черных вышла осечка. Поначалу его тоже захотели переименовать — в Макхадо, в честь вождя народа венда. Однако выяснилось, что неподалеку уже есть одно поселение с таким именем. Власти обратились к его жителям, чтобы те изменили название на Дзанани. Жители согласились, но переименование опять не утвердили, потому что там уже было еще одно Дзанани. Дело пошло на следующую итерацию, и вскоре Дзанани стал Мпхепху, Макхадо — Дзанани, и в 2003-м году Луис-Тричард наконец был переименован в Макхадо.
Однако дальше судебные битвы продолжились. Оказалось, что если для венда Макхадо был героем, то для народа тсонга он был кровавым диктатором, лишившим их родных земель. Тяжба продолжалась до 2007-го года, в результате город Макхадо вновь, к радости белых жителей, вернул себе историческое имя Луис-Тричард.
Вобщем, вот так непросто живется в ЮАР сторонникам европейских названий городов.
А тем временем, территория ЮАР закончилась, и впереди нас ждал пограничный мост через знаменитую реку Лимпопо.
Приехали на границу ЮАР. Хаос начинается уже здесь
Новый день начался с дикого трэша под названием "граница ЮАР и Зимбабве". Это словами не описать. Более бардачной границы я еще не видел. Челноки, мешочники, контрабандисты, менялы, хрен пойми кто еще, и при этом белых всего несколько человек. Наш автобус остановился позади огромной бесформенной кучи других таких же автобусов. Очередь? Не, не слышали... Отовсюду вылезали челноки и вытаскивали свои клетчатые сумки с товаром. Где-то вдали другие люди навьючивали огромные мешки на крыши своих машин.
На границе ЮАР и Зимбабве. Кругом дикий трэш
На границе ЮАР и Зимбабве. Народ готовится к досмотру багажа
На границе ЮАР и Зимбабве. Клетчатые сумки готовят к осмотру
На границе ЮАР и Зимбабве
На границе ЮАР и Зимбабве
Элитные автобусы :)
Тут я решил выйти и поснимать весь этот караван-сарай хотя бы телефоном. Идея оказалась не очень удачной – в мою сторону с криками двинулся какой-то негр, пришлось резко скрываться в автобусе и больше не светить своей белой рожей :)
То самое фото, за которое я чуть не поплатился
Черные ребята скучают
Как проходили контроль — тоже весело. Тетка в окошке смотрит паспорт — Эстония. Смотрит визу — Стокгольм. Это что,-говорит,-столица Эстонии? Нет? А почему на визе написано — Стокгольм? Пошла к старшему выяснять. Рядом стоял какой-то западный европеец, которому визу делали прямо на границе. Ему тоже пришлось долго объясняться.
Но в итоге прорвались. И даже свой автобус нашли.
Выезжаем с пограничного пункта
Выезжаем с пограничного пункта
Ремонт по-зимбабвийски
Типичное зимбабвийское поселение
Зимбабвийцы на Мазде. Движение в Зимбабве — тоже левостороннее
Дороги в Зимбабве по сравнению с ЮАР сразу резко ухудшились. Каждые несколько километров стояли блок-посты с ожидающими на них жадными полицейскими и военными. Дорогу они перегораживали импровизированными барьерами, состоящими из двух бочек и воткнутого в них бревна. Мы с А.А. один такой сфотографировали, но бдительная девушка, стоявшая рядом, нас запалила и заложила начальнику. Тот ворвался в автобус и заставил идти с ним.
-А ну, покажите камеру! Зачем вы фотографировали полицейских? О, а это что? Наши ворота!
Те самые ворота и тот самый баобаб
Я его успокоил, сказав, что их ворота меня не интересуют, а фотографировал я стоявший рядом баобаб. Других фотографий у меня, слава богу не было, пограничный пункт, откуда мы только что приехали, хватило ума не снимать.
-Кто такие? Туристы? Из Евросоюза? -офицер был очень недоволен. Еще бы, приезжают тут всякие, фотографируют, а потом в своих бложиках клевещут на страну :)
Но упоминание Евросоюза, по-видимому, нас и спасло. Я, если честно, уже простился в душе и с фотоаппаратом, и с энной суммой денег, но офицер решил не связываться с такой известной структурой ;) и решил на первый раз нас простить, заставил только стереть кадры с бочками.
На зимбабвийской заправке
Вобщем вот так весело мы ехали из Претории в Булавайо. А оттуда нам еще ехать на поезде до водопада Виктория. Что город Булавайо, что зимбабвийский поезд — это тема для отдельного рассказа. Там прекрасно буквально все :)
предыдущая часть