Лучшие психологические эксперименты, потрясшие мир. 15 примеров, которые коренным образом изменят мнение человека о себе. Не одно столетие особенности личности человека являются объектом интереса и изучения. В настоящее время для получения данных в изучении психики человека и его личностных особенностей используются разные тесты и методы. Одними из них являются психологические эксперименты.
Эксперимент Рингельмана
Зависимость между ростом группы и вкладом в общее дело ее участников впервые в 1913 году описал Максимилиано Рингельман. В ходе эксперимента было выяснено, что, если человек работает в одиночку, он прикладывает больше усилий, чем при работе в команде.
Опыт заключался в следующем. Людям было предложено поднять максимально возможный вес, который был условно принят за 100 %. Рассчитывалось, что команда сможет поднять вес, который равен сумме индивидуальных рекордов или даже превысит их значение.
Важно! По мере роста группы результат ухудшался, то есть работая в тандеме люди поднимали лишь 93 % от того, что могли поднять в одиночку.
Эксперимент Джонсона
Этот эксперимент был назван «чудовищным», в 1939 году провели его Уэнделл Джонсон и его помощница Мэри Тюдор. Суть заключалась в том, что детей из детского дома разделили на группы — в одной из них были те, которые имели проблемы с речью (заикание), в другой — разговаривали нормально. Детям из первой группы внушали, что они отлично говорят, и проблем с заиканием у них нет, а если они чувствуют, что есть, им не следует говорить вовсе. Участникам второй группы внушали, что они заикаются. В результате большинство детей, которые не имели ранее проблем с речью, стали заикаться, и эти симптомы сохранились у них на всю жизнь.
Эксперимент Аша
Этот эксперимент был проведен Соломоном Ашем в 1951 году. Группе демонстрировались картинки с линиями и просили назвать картинки с одинаковыми по длине линиями. Особенность эксперимента была в том, что в группе большинство людей были подсадными. На первые три вопроса они отвечали правильно, а потом давали заведомо неправильные ответы.
Важно! 75 % испытуемых подчинялись мнению большинства и тоже давали неправильные ответы.
Эксперимент Эллиота
Был проведен в 1968 году. Детей одного класса разделили на голубоглазых и кареглазых. Им сказали, что у детей с голубыми глазами будут определенные привилегии, и постоянно делали акцент на негативных характеристиках карих глаз. В результате дети с карими глазами стали хуже учиться и у них выявилась низкая самооценка. В конце эксперимента им рассказали, что никаких различий в них нет. Дети плакали и обнимались, говоря, что судить о людях по внешнему виду нельзя.
Эксперимент Бандура
В 1960-х годах проводился эксперимент, в ходе которого детей разделили на 3 группы. Им было предложено посмотреть видео. Первой группе показали как взрослый демонстрировал агрессивное поведение к кукле Бобо, второй — как взрослый пассивно играет с куклой, третьей — была просто показана кукла Бобо. В результате первая группа детей проявляла агрессию к кукле, вторая и третья группа этого не делала.
Эксперимент Фанца
В 1961 году Роберт Фанц повесил над кроваткой младенца две фотографии. Первая — лицо человека, вторая – бычий глаз. В ходе эксперимента было выяснено, что ребенок больше времени смотрел на фото человека. Это подтверждает утверждение, что младенцы с самого раннего возраста могут выбирать модели и формы.
Эксперимент Хоторна
Проведен в 1955 году, цель — выяснить как люди ведут себя, когда за ними наблюдают. В ходе исследования было замечено повышение уровня эффективности труда, тогда, когда работники знали, что за ними ведется наблюдение.
Дело Китти Дженовезе
Полиция Нью-Йорка в 1964 году сообщила, что Китти Дженовезе подвергалась жестокому насилию и в результате была убита. Свидетелями этого было много человек, но ни один из них не вызвал полицию. Ученые пришли к выводу, что чем большее количество человек наблюдает за экстремальной ситуацией, тем меньше вероятности того, что кто-то в нее вмешается.
Эксперимент «Маленький Альберт»
Еще он неэтичный эксперимент был проведен в 1920 году. Возле 9-ти месячного младенца была положена белая крыса, и малыш сначала совершенно ее не боялся. После этого, каждый раз когда к младенцу подносили крысу, били молотком по стальной планке. Через несколько таких повторений ребенок начал плакать и бояться каждый раз, когда к нему подносили крысу.
«Пещерный» эксперимент
В 1954 году детей разделили на две группы и поселили их в двух разных летних домиках далеко друг от друга. После того, как дети в каждой группе сдружились между собой, им разрешили вступить в контакт с детьми другой группы. В результате дети проявляли признаки враждебности и предубеждения к участникам другой группы. Затем дети обеих групп вместе выполняли веселые задания, смотрели фильмы, запускали фейерверки, и в конце концов вместе уехали домой на одном автобусе. Этот эксперимент подтверждает, что любой предрассудок можно преодолеть посредством сотрудничества.
Эксперимент по эмоциям
В 1962 году участников эксперимента разделили на две группы и вводили им адреналин, сказав, что это новое лекарство для улучшения зрения. Первую группу людей предупредили о возможных побочных эффектах, вторую нет. Результат — участники второй группы чувствовали себя лучше и спокойнее, тем те, кто был проинформирован.
Эксперимент на многозадачность
В 1999 году участникам эксперимента было предложено посмотреть видео и посчитать сколько раз на нем баскетболисты передали друг другу мяч. В середине видео в центр площадки вышел мужчина в костюме гориллы, а затем удалился. Большинство участников были так заняты подсчетом передач мяча, что не заметили гориллу. Это доказывает, что люди склонны переоценивать свою способность работать в режиме многозадачности.
Эксперимент «Добрый Самаритянин»
Проведено в 1973 году. Цель — изучить причины альтруистического поведения людей. Одной группе людей на переход из одного здания в другой дали больше времени, другой меньше. Между зданиями лежал раненый мужчина, которой нуждался в помощи. Однако, спешка оказалась решающим фактором в оказании помощи или игнорировании нуждающегося в ней. Из группы, которая спешила, в раненому подошел только 1 человек из 10, из группы которой было дано больше времени, остановилось 2 человека из 3.
Эксперимент «Эффект ореола»
В 1977 году студенты были разделены на две группы, и каждой из них было предложено посмотреть видео. В ролике принимал участие один и то же преподаватель, но в одном видео он был красиво одет, причесан, говорил уважительно, во втором — он был строгим, холодным и недоверчивым. Результат — студенты выбрали преподавателя с первого видео, то есть главным фактором выбора была симпатия.
«Зефирный эксперимент»
В 1972 году ученые решили выяснить будет ли отсрочка удовлетворения являться предпосылкой к будущему успеху. Для этого дети 4 лет по очереди помещались в комнату, где на столе стоял один зефир. Ребенку говорилось, что сейчас он останется один, и если он не возьмет зефир, пока не вернутся взрослые, он получит два зефира. Только треть испытуемых сумела дотерпеть возвращение взрослого и получить два зефира. Ученые продолжали следить за судьбой детей, принимающих участие в эксперименте, и выяснили, что те, кто смог отложить свое удовольствие, были впоследствии более успешными.
Это малая толика психологических экспериментов. Психология за последние 150 лет превратилась в огромную коллекцию концепций, гипотез и предположений. И только психологические эксперименты позволяют перевести их в статус основополагающих теорий.