В период красного террора времён Гражданской Войны в России XX века встречалось немало убийц-садистов, которые под прикрытием идеи совершали всевозможные зверства.
Особо в этом списке "нелюдей" можно выделить Дору Евлинскую, которая расстреляла и замучила до смерти около 700 белогвардейских пленных офицеров.
Бывшая одесская актриса, выступавшая под псевдонимом Долина, после революции стала комиссаром ЧК и начала с таким рвением уничтожать классовых врагов, что посеяла страх и ужас как у белых так и у красных.
Сохранились свидетельства об издевательствах над пленными перед расстрелом.
Дора сдирала кожу с рук живых офицеров вместе с ногтями, отрезала уши и губы у пленников, втыкала иглы под ногти и половые органы.
С особым удовольствием выжигала окурком кресты на обнаженной груди.
Подобные зверства трудно объяснить логически исходя из здравого смысла. Дора Евлинская была безбожница, анархистка и зависимая марафетчица (кокаиновая наркоманка)
Покопавшись в архивах выяснилось, что история о зверствах Доры Евлинской это результат работы специального отдела добровольческой армии Деникина, который занимался пропагандой.
В отдел входила кинематографическая группа, которая снимала хронику "успехов" освободительной армии, а заодно создавала миф о зверских бесчинствах красного террора.
По большей части - это была постановочная съемка, выдаваемая за документальную.
После поражения белой армии, съемка попадает на запад, где продолжает транслироваться как доказательство жестокости советского режима.
Автором выдуманного образа кровавой Доры Явлинской стал некий Вениамин Бендетта-Гордон, бывший секретарь большевистского подполья Одессы, перешедший на сторону белых.
Именно он, выслуживаясь перед контрразведкой Деникина рассказал об "страшных зверствах Доры", а заодно сдал всё одесское подполье.
"Документальный фильм" под названием "Жертвы одесской ЧК" показали в Одессе в сентябре 1919 года и многие одесситы поверили в правдивость увиденного.
До сих пор легенду об ужасах одесского ЧК и зверствах Доры Явлинской жители черноморского города рассказывают как страшилки друг-другу.