Найти тему
Rafa Ur Lit

Секрет рун

Оглавление
Эта статья написана на основе публикации "Das Geheimnis der alttürkischen Runen" в газете "Frankfurter allgemein" и дипломной работы студента Çağıl Çayır Кёльнского университета "»Runen« in Asien und Europa?"

Сходство между германскими и древнетюркскими рунами поразительно. Но наука долгое время пренебрегала этим фактом.

Çağıl Çayır: Cчитается, что руны придумали викинги, но, возможно, возникновению рун поспособствовали и турецкие рунические писатели .

Обнаружено, что так называемые германские руны и древнетюркские руны, которые были найдены, например, в Сибири и Монголии, имеют большое сходство.

Единственная руна, найденная в Святой Софии, вполне могла быть именем викинга: «Хальвдан» - эта надпись больше относится к нордической сфере.

Правда предполагается, что эти руны, возможно, были нацарапаны в 20 веке как намек на роман викингов «Röde Orm», в котором фигурирует персонаж по имени Halfdan. Помимо турецких послов, которые находились при императорском дворе в VI веке, венгры и хазары также были в имперской охране в X веке, а печенеги поселились в имперском городе с XI века. По пути в Константинополь шведские варяги также контактировали с различными народами Восточной Европы, которые, вероятно, использовали похожие руническое письмо. Кроме того, результаты более позднего исследования указывают на долгую историю культурного обмена в степном поясе Евразии.

Руническая надпись в Святой Софии
Руническая надпись в Святой Софии

Нам не нужно разрабатывать убедительную теорию об этих надписях, интересно только то, что многие не знают о замечательном сходстве между древнегерманскими и древнетюркскими рунами или символами и поэтому невозможно доказывать древнетюркское происхождение рун в Святой Софии.

Имея дело со старыми турецкими рунами, можно ясно увидеть, что идеология и национализм в истории рунологии мешали беспристрастному подходу в изучении происхождения рун.

Что вы узнали о рунах в ходе исследования истории науки?

Студент Çağıl Çayır Кёльнского университета
Студент Çağıl Çayır Кёльнского университета

Я обнаружил неожиданное. Сначала было удивительно, что сравнительных работ по двум системам письма почти не было. В большинстве случаев их рассматривали отдельно друг от друга без проведения интенсивных сравнений.

Можете ли вы назвать несколько ярких этапов в истории исследований?

Что сегодня сложно представить: люди в средние века явно верили в родство между племенами. Об этом свидетельствуют недавние результаты исследования мифов. Легенда о франкской миграции VII века была самой ранней, сообщающей о том, что франки мигрировали в Европу вместе с турками из Трои. Кто именно подразумевается под «турками», до сих пор неясно. В результате первых крестовых походов на «Святую Землю» в конце XI века встреча с сельджуками возродила память об общем происхождении народов. Старая исландская «Проза-Эдда» 13 века рассказывает о мистическом изобретателе рун Одине из "Тюркланда" в Азии:

«Один и его жена обладали даром видения. Из своих видений Один узнал, что его имя будет известно в северной половине мира и что помимо этого он будет почитаться всеми королями. По этой причине он затеял свое путешествие из Тюркланда. У него было много последователей, молодых и старых, мужчин и женщин, у которых было с собой много различных ценностей. И в странах, через которые они проезжали, о них говорили много славных слов, так что они больше походили на богов, чем на людей. Они не прерывали свое путешествие, пока не прибыли на север в страну, которая сейчас называется Саксония. Один пробыл там долго и завоевал все земли вдоль и поперек »(Arnulf Krause, „Edda des Snorri Sturluson“, S. 12).

Мы должны критически относиться к связи между мифами и реальным мировоззрением. Что произошло дальше?

После потрясения, вызванного завоеванием Константинополя османами в 1453 году, в Риме возникла новая идея крестового похода, согласно которой должна была произойти защита от врагов христианства. Предполагаемая «турецкая угроза» была жестким противостоянием христианству. Энеа Сильвио Пикколомини, впоследствии ставший папой Пием II, стал самым ярым сторонником войны против турок в качестве папского легата в Германии. В 1454 и 1455 годах он произнес свои знаменитые «турецкие речи» в Регенсбурге, Франкфурте-на-Майне и Нойштате близь Вены. В них он представил новую европейскую идею, в которой турки исключатся из традиции распространенных легенд происхождения европейских народов. Пикколомини впервые обращается к немецкой аудитории: «Vos Germani!» (Вы, немцы!). Однако немецкие князья не были готовы к превентивным действиям, Пикколомини пришлось вернуться, ничего не добившись. В это время экземпляр «Германии» Тацита, пропадавший без вести почти полторы тысячи лет, был внезапно обнаружен в монастыре Герсфельд и привезен в Рим. Очевидно, там книга очутилась у Пикколомини, который с самого начала использовал ее для церковной политики. С помощью древних авторитетов он теперь приравнивает германские народы к немцам своего времени и представляет их как воинственных выходцев из Европы, которые никогда бы не смешались с другими народами.

Вернемся к германскому мифу.

Пикколомини использовал отожествление Тацита германцев и немцев. В след за ним в 1471 году уже Джаннантонио Кампано использует этот миф в рейхстаге Регенсбурга для того чтобы вызвать энтузиазм в отношении войны с турками. Германский миф в контексте неприязни к туркам и крестового похода вступает в связь с новой европейской идеей, что используются для призыва к войне против турок. Эта политика привела к приравниванию Европы к христианству. В то время крестовый поход не состоялся, но на рубеже веков возобладала идея чуждости и противоречия, даже враждебности к туркам. В результате историческое мышление в период потрясений современности «фундаментально» перевернулось от родства к вражде. Дискуссия о войне с Турцией, усиленная изобретением печатного станка, привела к появлению нового закрытого религиозно-политического общества в Европе.

Другой этап в оценке рун знаменует зарождающийся в Швеции национализм.

Лагерь турецкой армии перед Константинополем. Иллюминация 1455 года, мастерская Жана Мьело.
Лагерь турецкой армии перед Константинополем. Иллюминация 1455 года, мастерская Жана Мьело.

В XVI веке прославление германцев пробудило в Скандинавии научный интерес к рунам. В частности, в Швеции «скандинавский ренессанс» был вдохновлен фантазиями о великой политической власти. Прежде всего, братья Магнус, последние католические архиепископы в Швеции, основали шведский готицизм в своем изгнании в Италии. Иоганнес Мессениус, вероятно, самый важный шведский историк своего времени, смягчил эту точку зрения и предположил не только первобытную, но и неоднократную иммиграцию из Азии в Скандинавию. Однако среди образованной публики преобладал Олоф Рудбек, который значительно поляризовал исследования рун. Рудбек перемещает Атлантиду Платона в Швецию, предположительно старейшее государство в мире с центром в языческом храме Старой Упсалы, откуда произошла руническая письменность. Лишь в начале 18 века поражение великой шведской державы в Северной войне лишило основы патриотические фантазии и вместе с тем создало условия для открытия рун в Сибири. Потому что туда депортируются около 25000 шведских солдат, которые вносят свой вклад в картографирование и открытие легендарной новой территории. Одновременно приглашаются ученые. Одним из первых является данцигский врач Даниэль Готлиб Мессершмидт. Ему поручено Петром Великим изучить Сибирь универсальным научным способом. В Сибири Мессершмидт встречает пленного немецко-шведского офицера Филиппа Иоганна фон Штральберга, который сопровождает его в первой академической экспедиции в Сибирь.

В первый год исследовательской поездки, в 1721 году, они обнаружили на каменных памятниках рунические символы, которые не смогли идентифицировать.

Продолжение