Пока я ходила под стол пешком, муж ходил по улицам столицы КНДР и наслаждался солёными волнами японского моря в пионерском лагере.
Сережу отправили в международный пионерский лагерь Сон До Вон на конкурс детской песни среди других достойных школьников города Юности. Загадкой было, как связана песня и танцы, на которые заставляли ходить родители.
Как говорится, танцуешь? - спой! А пионер всегда готов.
В конкурсе приехали участвовать команды школьников от 12 до 15 лет из дружественных социалистических стран: Кубы, СССР, Венгрии. Исключение было для детей корейцев, беженцев войны в капиталистическую Японию.
Детей поселили в курортном отеле на берегу моря. В каждом номере отеля неизменно смотрел со стены портрет вождя КНДР, напоминая, что местный "отец народов" следит за твоим поведением.
Большую часть времени ребята загорали и купались на море. Курортный отдых разбавлялся экскурсиями в Пхеньян к достопримечательностям "имени кого-то с приставкой Ким"...
Впечатлили Сережу не достопримечательности во славу вождей социализма и народа.
Вместе с загаром, домой он вёз:
Радость от солёного моря, которое видел впервые.
Азарт от ловли непонятных усатых морских тараканов, то бишь креветок.
Удовольствие от импортных карандашей.
Интерес от общения с иностранными сверстниками несмотря на языковый барьер.
Шок от случайно увиденного на корейской стройке ручного труда и отсутствию механизации: рабочие на своих спинах поднимали гору кирпичей высотой с собственный рост, совершая каждодневный подвиг во имя страны.
Удивление от людей, одетых в одинаковую чёрно-белую одежду, шагающих строем по улицам, отсутствие праздных прохожих.
Дома его встречали бабушка с дедушкой.
Бабушка спросила:
- Ну как? Понравилась поездка?
- Ну... - протянул Сережа. - У нас не было мошки. Он думал, это будет самым безопасным ответом, так как сам ещё не понял, понравилось или нет.
- У "нас"?! - недовольно подчеркнул дедушка. Он нахмурился, отвернулся и не разговаривал с внуком по пути домой, раздумывая о недостаточном патриотизме молодого поколения.
В школе учительница спросила:
- Ты скучал по одноклассникам?
Если отвечу, что "скучал", получается, зря ездил и ничему не научился, не оправдал доверия школы - взвешивал ответ путешественник.
-нет, не скучал - сказал довольный Серёжа. Лицо учительницы сползло в расстроенной гримасе. Настоящий советский пионер должен был ответить, что лучше дома нет нигде и он конечно же скучал.
Красивые карандаши, прибывшие из КНДР в классе захотели иметь все. Сережа ответственно подходил к доверенным родителями деньгам, поэтому раздать карандаши просто так не мог себе позволить, а продать их, даже по себестоимости не получилось. Учительница отчитала Сергея публично перед доской за недостойное пионера поведение. Карандаши и деньги вернулись на свои места.
Школа, государство, старшее поколение - отовсюду твердили о светлом будущем социализма в противовес загнивающему капитализму. Настойчиво навязывались мысли о правильности выбранного пути, о долге, жизни достойного гражданина, о подвигах во имя народа, но впечатления, шокировавшие детский разум, не давали покоя.
Так Сережа впервые ощутил диссонанс между реальностью и пропагандой.
Социализм КНДР не внушал оптимизма в светлое будущее своей страны, которая шла по этой дороге. Кто же знал, какие впереди катаклизмы ждали СССР на этом пути...