Найти тему

«Руководствуясь справедливостью и голосом совести». Чем занимается уполномоченный по правам человека в Хакасии?

— Андрей Олегович, сегодня при нарушении каких-либо прав гражданин может обратиться в прокуратуру, Роспотребнадзор, трудовую инспекцию и т. д., в суд, в конце концов. Для чего в России создан еще один государственный институт — уполномоченного по правам человека?

— Эту структуру можно назвать относительно молодой, должность Уполномоченного была учреждена Конституцией РФ в 1993 году. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» вступил в силу в марте 1997 года. В Хакасии региональный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РХ» был принят Верховным Советом РХ 30 июня 2010 года. 23 марта 2011 года в республике был образован институт уполномоченного по правам человека. Основными направлениями деятельности уполномоченного являются: непосредственно работа с обращениями граждан о нарушении их прав; усовершенствование законодательства; правовое просвещение; организация взаимодействия в области прав и свобод человека с органами государственной власти и гражданского общества.

— Получается довольно широкий спектр деятельности. Есть ли у уполномоченного действенные инструменты оказания помощи конкретному обратившемуся гражданину? Либо вы также будете обращаться, к примеру, в то же министерство, на которое жалуется заявитель?

— Есть два алгоритма действий по работе с жалобой. К примеру, человек пожаловался на одно из министерств социального блока, тогда мы разбираем ситуацию на уровне заместителя Главы Хакасии, курирующего данную сферу. Либо можно решить вопрос в судебном порядке: с этого года мы имеем право подавать административные иски в поддержку обратившегося гражданина. Как правило, все вопросы удается решить в досудебном порядке.

— В связи с пандемией коронавируса количество обращений, наверное, выросло в разы?

— Обращений стало меньше, с введением ограничений мы не ведем личный прием, с весны 2020 года и до сих пор. На сегодняшний день мы работаем лишь с письменными и электронными обращениями граждан. Весной, в «первую волну», граждане в основном просили оказать содействие в возвращении домой из-за границы, либо же, наоборот, помочь выехать из РФ домой, за рубеж. Дело в том, что омбудсмен защищает права не только граждан РФ, но и иностранных граждан. Осенью, во «вторую волну» коронавируса, обращений стало больше, и связаны они были с общеизвестными проблемами: дефицит коечных мест в больницах, лекарственное обеспечение, невозможность дозвониться по «горячим линиям» и т. д. Все обращения были отработаны в ходе взаимодействия с оперативным штабом, Минздравом РХ.

— Если не учитывать «коронавирусный» 2020 год, а рассматривать предыдущие периоды работы — с какими жалобами к вам в основном обращаются?

— Наибольшее число обращений связано с социальной сферой, ЖКХ, работой правоохранительных органов, правосудия. Анализ обращений показывает, что наибольшие проблемы у жителей республики вызывают вопросы жилищно-коммунальной сферы (неудовлетворенность работой управляющих компаний, товариществ собственников жилья, размерами тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию, были претензии и к качеству предоставляемых коммунальных услуг, а также к благоустройству территорий). Острой остается проблема переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Также жители Хакасии жалуются на нарушение жилищных прав и прав в сфере экономики (вклады в коммерческие банки и другие финансовые институты).

— Кто чаще жалуется: абаканцы, так как им не нужно куда-то ехать (уполномоченный находится в Абакане), либо жители отдаленных населенных пунктов — им проще прийти сразу к вам, не бегая по различным «первичным» инстанциям. Какие категории граждан чаще обращаются к омбудсмену?

— Из столицы республики к нам традиционно поступает более половины обращений. Это объясняется как транспортной доступностью, так и просто численностью населения города. В то же время, если смотреть число обращений на 1 тыс. человек населения, то получается, что интенсивнее обращаются жители отдаленных населенных пунктов — как правило, они приходят на наши выездные приемы. Если говорить о социальном статусе, то на личные приемы чаще приходят люди пенсионного возраста, граждане трудоспособного возраста предпочитают обращаться письменно либо через Интернет. Стоит отметить, что правовая грамотность граждан растет. Раньше люди часто со своими жалобами обращались сразу к Президенту РФ, сегодня же понимают, что президент не имеет возможности рассматривать такой объем обращений — жалобы направляются в нижестоящие инстанции. Поэтому граждане сначала обращаются по всем региональным инстанциям и только потом, если вопрос не решается, пишут Президенту РФ.

-2

— В отчетном докладе о работе уполномоченного в 2019 году вы отмечали тенденцию к политизации прав человека. О чем идет речь — о проводимых «антиугольных» митингах? Как обстоят дела с нашим правом, закрепленным в Конституции: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»?

— Говоря о тенденции к политизации прав человека, я имел в виду тот факт, что в регионе распространялось много информации негативного характера в отношении правительства республики. Были и антиугольные митинги, продолжившиеся и в 2020 году. Стоит отметить, что рост числа одиночных митингов характерен не только для Хакасии, эта тенденция наблюдается по стране в целом. По оценкам экспертов аппарата Уполномоченного по правам человека РФ, не все проводимые по стране одиночные митинги преследуют объявленные организаторами цели, присутствует и определенная доля политических манипуляций, где-то можно говорить и о коммерческих интересах различных финансовых групп.

В настоящее время экологическая повестка является одной из самых актуальных для жителей республики. Основная сложность в данном вопросе связана с разграничением полномочий в сфере недропользования между федеральными и региональными властями. Все лицензии выдаются на федеральном уровне, как правило, на законных основаниях, экологические последствия для региона федеральных чиновников мало волнуют. В случае, когда у добывающей компании имеется выданная на законных основаниях лицензия, сложно противостоять. Поэтому необходимы данные научных мониторингов техногенной нагрузки на окружающую среду, вызванной развитием угледобычи на тех или иных территориях.

— Если охарактеризовать суть вашей работы в целом: кто вы — чиновник или правозащитник?

— Наверное, правильнее будет назвать омбудсмена государственным правозащитником. В России в силу нашего законодательства омбудсмен — это, скорее, чиновник. Вообще, в разных странах работают различные модели, где-то омбудсмены имеют возможность влиять на судебную власть — у нас такого права нет. Важно понимать, что институт омбудсмена не подменяет собой другие органы власти, а дополняет их работу в деле защиты прав человека. В марте 2020 года вступили в силу изменения в законодательстве, дающие нам право инициировать обжалование уже вступивших в законную силу судебных решений, то есть ставить вопрос о пересмотре уже принятых решений. Как это будет работать на практике, пока сказать не могу, данный вопрос мы будем прорабатывать с работниками прокуратуры, судебной системы.

— Чем можно объяснить, что на должность омбудсмена было много претендентов, и некоторые из них даже пытались через суд оспорить ваше избрание в прошлом году? Чем привлекательна должность омбудсмена?

— Полагаю, привлекательной нашу работу точно не назовешь. Мне, сотрудникам аппарата приходится зачастую работать психологами для людей, отчаявшихся найти справедливость — причем в той форме, как они понимают. Нередко к нам приходят граждане, когда уже есть решение суда, вынесенное не в их пользу — в данном случае помочь уже очень сложно, практически невозможно. Надеемся, что вступившие в силу поправки, о которых мы говорили выше, помогут нам в отстаивании прав граждан. Ведь мы рассматриваем каждое обращение, ситуацию каждого обратившегося к нам гражданина не только на основе закона, но и, как гласит текст присяги омбудсмена, руководствуясь «справедливостью и голосом совести».

Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из архива аппарата
Уполномоченного по правам человека в РХ