Найти тему

"Харлей" из СССР: ПМЗ А-750 – посмотрите на невероятно крутой советский мотоцикл, который очень сложно найти

Приветствую всех! Как вы могли понять из заголовка, сегодня речь пойдёт о настоящес советском "Харлее" – мотоцикле ПМЗ А-750. Это первый советский тяжёлый мотоцикл с V-образным двигателем, созданный для армии и гражданских нужд. Он имеет целый ряд особенностей и содержит в себе много всего интересного, о чём я вам сегодня и расскажу.

Марина Ладынина и ПМЗ А-750. Возможно, этот мотоцикл вам знаком по довоенному фильму "трактористы".
Марина Ладынина и ПМЗ А-750. Возможно, этот мотоцикл вам знаком по довоенному фильму "трактористы".

Начнём с цены. Он был очень дорогой и стоил целых 7800 рублей. Для сравнения, мотоциклы ИЖ тех времен стоили в пределах 3300 рублей, то есть более чем в два раза меньше.

Однако стоит отметить что высокая цена оправдана передовой для того времени конструкцией мотоцикла: он имел V-образный двигатель объёмом 750 кубических сантиметров и мощностью 13 лошадиных сил, при разработке которого за основу действительно был взят двигатель Harley-Davidson. Максимальная скорость составляла 90 км/ч, а расход топлива – солидные 6 литров на 100 километров. Коробка передач была трёхступенчатой, и по всем заложенным идеям аппарат получился действительно передовым и современным. Это был единственный советский мотоцикл, имевший замок зажигания и приборный щиток.

Сейчас в это трудно поверить, но 90 лет назад эта небольшая панель была новшеством для советского мотоцикла.
Сейчас в это трудно поверить, но 90 лет назад эта небольшая панель была новшеством для советского мотоцикла.

Но к сожалению, в ходе постоянной эксплуатации мотоцикла была выявлена его низкая надёжность. Например, из-за капризного регулятора опережения зажигания, ПМЗ в шутку расшифровывали как "Попробуй Меня Заведи", а на скорости 50 км/ч могли возникать вибрации переднего колеса такой силы, что руль вырывался из рук, а мотоцикл переворачивался. Передачи переключались очень тяжело, двигатель был плохо сбалансирован и очень сильно вибрировал. Таким образом, в 1939 году, то есть спустя 5 лет, он был снят с производства и с вооружения в пользу разработки мотоцикла М-72. Всё-таки армия и её нужды сыграли принципиальную роль в его судьбе, и нельзя сказать что это было несправедливо. Суммарный выпуск мотоцикла даже не перешёл рубеж в 5000 экземпляров.

Встречались и такие интересные версии: и дело не в коляске, а в передних осветительных приборах — они сдвоенные!
Встречались и такие интересные версии: и дело не в коляске, а в передних осветительных приборах — они сдвоенные!

Тем не менее, эти мотоциклы активно использовались на спортивных соревнованиях. Двигатели форсировались до 25 лошадиных сил, а максимальная скорость достигала почти 150 км/ч! Хватало же сил и смелости советских мотоспортсменам...

-5

Такая вот небольшая история одного уникального мотоцикла. Конечно, можно долго спорить о его целесообразности и надёжности, но вот что точно невозможно отрицать – так это его значимость для развития инженерной мысли того времени и красивый, аккуратно-мужественный внешний вид. Найти такой сегодня – настоящая удача.

Делитесь своим мнением и предлагайте темы для следующих статей. До новых встреч!