Найти тему
Александр З.

"Долгожительница"

СУ-100
СУ-100

История этой боевой машины восходит к 1943 г. - переломному в Великой Отечественной войне. В ее начале, для немецких войск, вторгшихся на территорию Советского Союза, весьма неприятным сюрпризом оказалось появление на фронте новых советских средних танков Т-34 и тяжелых KB, которые по всем статьям превосходили бронетанковую технику вермахта - их броню не пробивали снаряды состоявших на вооружении танков, истребителей танков и противотанковых пушек. Зато снаряды «тридцатьчетверок» и KB брали корпуса и башню любых немецких машин.

Однако к 1943 г. ситуация изменилась и не в пользу Красной Армии. Немцы учли недостатки своей техники и успели ее модернизировать, усилив бронезащиту, усовершенствовали вооружение и связь, в боекомплект внедрили новые типы снарядов. А при подготовке к операции «Цитадель», которая, по замыслу командования вермахта должна была вернуть Германии утраченную стратегическую инициативу на Восточном фронте, для прорыва советской обороны наметили новейшие образцы боевой техники, в том числе тяжелые танки «Тигр», средние «Пантера» и самоходные орудия, в частности мощнейший «Элефант» (он же «Фердинанд»), В битве на Курской дуге наши войска одержали победу, но и понесли неоправданно высокие потери, в том числе в бронетанковой технике.

СУ-85  в  Музее отечественной военной истории
СУ-85 в Музее отечественной военной истории

Правда, в 1943 г. на вооружение Красной Армии поступили самоходные установки СУ-85 и СУ-152, однако первые уже не обладали заметным преимуществом перед танками противника. Потребовалась новая, более мощная машина, которая была бы способна не только вести борьбу с неприятельской бронированной техникой, но и оказывать непосредственную артиллерийскую поддержку наступающей пехоте, разрушая полевые фортификационные сооружения и подавляя огневые точки врага. За ее разработку взялись автор СУ-85, главный конструктор «Уралмаша» Л.И.Горлицкий и его коллеги С И Самойлов, А Н Булашов, А.Л.Кизима, В.Н.Сидоренко и др. Забегая вперед отметим, что их усилия были отмечены присуждением Сталинской премии.

СУ-100 раннего выпуска с литой носовой балкой
СУ-100 раннего выпуска с литой носовой балкой

Ходовую часть новой машины решили позаимствовать у предшественницы, а в той применили двигатель, трансмиссию и движитель выпускавшегося в массовом количестве Т-34. Устройство неподвижной бронированной рубки также взяли с небольшими изменениями у СУ-85. Наклон ее лобового листа составлял 50°, бортовые были выполнены с наклоном 20', чтобы некоторые из попавших в нее снарядов рикошетировали. Новым было то, что справа, на крыше рубки, устроили наблюдательную башенку для командира установки, Снаружи, в корме, поместили три цилиндрических дополнительных топливных бака.

В передней части корпуса по-прежнему располагалось отделение управления и место для механика-водителя, За ним находилось боевое отделение, а в нем орудие, прицельные устройства, часть боекомплекта, радиостанция и внутри-танковая переговорная система. В рубке размещались командир, наводчик и заряжающий, Сзади, за перегородкой, была силовая установка - дизель, трансмиссия и другие агрегаты.

Главное же для конструкторов заключалось в выборе орудия, которое должно было обладать в полтора раза большей мощностью, нежели пушка Д-5С, примененная на СУ-85, и 107-мм пушка образца 1940 г, При этом оно должно было вписываться в рубку, так чтобы не препятствовать боевой работе экипажа.

100-мм орудие БС-3
100-мм орудие БС-3

Было решено остановиться на орудии калибра 100 мм. Главным соображением послужило то, что пушки БС-3 такого же калибра состояли на вооружении флота, да и в армии их применяли для противотанковой обороны, таким образом, проблема боеприпасов заблаговременно преодолевалась. Однако артсистема нуждалась в некоторой доработке.

Как вспоминал Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинских и Ленинской премий, доктор технических наук, генерал-лейтенант-инженер Ф.Ф Петров, новое орудие для самоходки создавали в инициативном порядке. «Используя без существенных изменений не только люльку, противооткатное устройство, механизмы наведения, но даже и полуавтоматический затвор от 122-мм пушки Д-25С, создали 100-мм пушку, которая на сравнительных государственных испытаниях показала лучшие результаты и была принята на вооружение под названием Д-10С, - писал он. - Благодаря широкой унификации с ранее изготовленными системами, на ее создание и освоение в производстве не требовалось значительных затрат времени и средств».

Ствол Д-10С длиной 56 калибров был выполнен моноблочным и состоял из трубы, казенника и муфты. Его цилиндрическая часть покоилась цапфами на литой люльке обойменного типа, а та - на раме и могла перемещаться в вертикальной плоскости. При откате после выстрела и последующем накате ствол скользил по бронзовым вкладышам. На раме же располагались механизмы наведения, уравновешивающее устройство и кронштейн для шарнира, на котором был прицел. На верхней части люльки были штоки гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника. Цилиндры последнего заполнялись "Стеолом М" и азотом (или воздухом) под давлением 53 - 56 атм. Подъемный механизм был секторного типа.

На цель орудие наводили с помощью телескопического прицела ТШ-19(или ТШ-20) - это при стрельбе прямой наводкой, а при ведении огня с закрытых позиций использовали панораму и боковой уровень. Выстрел производили ручным или электрическим спуском. В боекомплект самоходки входили унитарные боеприпасы нескольких типов. Прежде всего осколочно-фугасные, с переменным зарядом, применявшиеся для поражения неприятельской живой силы, скоплений техники, подавления артиллерийских и минометных батарей и разрушения обычных и долговременных полевых укреплений. Дальность стрельбы ими прямой наводкой с полным зарядом составляла 1100 м, с уменьшенным - 700 м.

Для ведения огня по танкам, самоходным установкам, транспортерам и бронированным амбразурам дотов использовали бронебойно-трассирующие снаряды с разными, тупо- и остроконечными головками, а также с баллистическими наконечниками. При стрельбе прямой наводкой по целям высотой 2 м наиболее эффективной дистанцией была 1 тыс. м

СУ-100 в поле
СУ-100 в поле

В августе 1944 г. были готовы и отправлены на испытания опытные образцы новых самоходок. Они завершились полным успехом, и в сентябре началось серийное производство боевых машин, получивших официальное обозначение СУ-100, Выпуск СУ-85 прекратили, тем более, на фронт уже начали поступать модернизированные «тридцатьчетверки», оснащенные 85-мм пушкой ЗИС-С-53 со стволом длиной 54,6 калибров. Поставлять Действующей армии две боевые машины с одинаковым вооружением было бы нецелесообразно,

До конца года на «Уралмаше» изготовили 500 самоходок СУ-100. а всего же их сделали около 2500. После второй мировой войны их выпуск по советской документации наладили и на заводах Чехословакии.

СУ-100 производства Чехословакии
СУ-100 производства Чехословакии

В Великую Отечественную СУ-100 применяли для огневой поддержки наступающих стрелковых и танковых подразделений, причем по маневренности, живучести и огневой мощи они почти не уступали Т-34/85 и новым тяжелым танкам ИС-2. К тому же СУ-100 были неплохо защищены и их расчеты вели успешные бои с немецкой самоходной бронированной техникой - на дистанции 1 тыс. м их бронебойные снаряды пробивали корпуса и башни, выполненные из стали толщиной 160 мм, а 2 тыс. м - 125-мм бронелисты.

Приведем лишь один пример- во время боев в Силезии полк СУ-100 за день отразил четыре атаки полусотни вражеских танков, причем было уничтожено либо выведено из строя 16 машин, Столь же эффективно расчеты СУ-100 разрушали осколочно-фугасными снарядами долговременные и деревоземляные огневые точки, преграждавшие путь наступающей советской пехоте, подавляли батареи вермахта, нередко делая это с закрытых позиций. На подобное были способны немногие самоходные и штурмовые орудия других стран.

Египетская СУ-100 чехословацкого производства, захваченная  израильской армией
Египетская СУ-100 чехословацкого производства, захваченная израильской армией

В последний раз СУ-100 отличились в Великую Отечественную войну при штурме Берлина в апреле-мае 1945 г. А потом еще долго оставались на вооружении Советской Армии, Кстати, далеко не все знают, что в составе 40-й армии, составлявшей основу так называемого «ограниченного контингента» советских войск, действовавшего в 70 - 80-е г.г. в Афганистане применялись эти бронированные ветераны, выдержавшие проверку временем.