Ацтеки — индейский народ в центральной Мексике. Численность современных науа, как ещё называют ацтеков, — свыше 1,5 млн. человек. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, располагавшийся на озере Тескоко, на месте нынешнего города Мехико.
На народном языке ацтеков науатль слово «ацтек» означает буквально «некто из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере. Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, было предложено Александром фон Гумбольдтом и мексиканскими учёными XIX века как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения.
Сами ацтеки называли себя «мешика», или «теночка» и «тлальтелолька» — в зависимости от города происхождения (Теночтитлан, Тлателолько). Самым известный правитель ацтекской империи является Монтесума II.
Ацтекская империя была весьма разнообразна этнически. Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоёванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и колёсных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, поесть и даже оправиться в особых благоустроенных для этого местах, расположенных каждые 10—15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.
Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов: население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.
Ацтекское общество
Традиционно общество разделялось на разные социальные слои, или классы, в их числе были: масеуалли, или крестьянство, и пилли, или знать. Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли. Со временем социальный статус стал наследоваться. Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодаря своим воинским достижениям. Только те, кто брал пленников в войне, могли стать постоянными воинами; и со временем воинская слава и награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверых или пятерых пленников, его называли текиуа, и он мог получить ранг Орла или Ягуара; позже он мог получить ранг тлакатеккатль или тлакочкалькатль. Чтобы стать тлатоани, нужно было захватить хотя бы 17 пленных. Когда юноша достигал совершеннолетия, он не стригся до тех пор, пока не захватит своего первого пленника; иногда двое или трое юношей объединялись для этого, тогда их называли ияк. Если после прошествии определённого времени — обычно трёх битв — они не могли взять пленника, они становились масеуалли; считалось позором быть воином с длинными волосами, означающими отсутствие пленных; однако находились и такие, кто предпочитал быть масеуалли.
Рабы, или тлакотин, также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях, и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность и даже собственные рабы. Рабы могли купить свою свободу, и рабы могли быть освобождены, если они были способны доказать, что с ними жестоко обращались, или у них были дети от хозяев, или они были замужем за своими владельцами.
Обычно при смерти владельца освобождались те рабы, чья работа высоко ценилась. Остальные рабы передавались как часть наследства.
Раба нельзя было продать без его согласия, кроме случаев, когда власти классифицировали раба как непослушного: непослушание определялась по лени, попыткам побега и плохому поведению. Непослушных рабов заставляли носить деревянные шейные кандалы с обручами сзади. Кандалы были не просто знаком вины; их устройство усложняло побег в толпе или в узких проходах.
Ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговорённого к смерти убийцу могли отдать в рабы вдове убитого по её желанию. Отец мог продать своего сына в рабство, если власть объявляла сына непослушным. Должников, не платящих долги, также могли продать в качестве рабов.
Кроме того, ацтеки могли продавать как рабов сами себя. Они могли оставаться свободными достаточно долго, чтобы насладиться ценою своей свободы, — около года, — после чего шли к новому хозяину. Обычно это было уделом неудачливых игроков и старых ауини — куртизанок или проституток.
Развлечения и игры. Как и в современной Мексике, ацтеки были страстными игроками в мяч, но в их случае это был тлачтли, ацтекский вариант древней месоамериканской игры улама. В эту игру играли цельным резиновым мячом размером с человеческую голову. Мяч называли олли, откуда происходит испанское hule — резина.
В ацтекских городах обычно были два специальных комплекса для этой игры. Игроки могли бить по мячу бёдрами; целью игры было пробросить мяч сквозь каменное кольцо. Удачливому игроку, умудрявшемуся это сделать, давалось право забрать одеяла публики, поэтому победа сопровождалась беготнёй, криками и смехом. Люди делали ставки на результаты игры: бедняки могли ставить свою еду, пилли могли ставить свои богатства, текутли (собственники) могли поставить на кон своих наложниц или даже города, а те, у кого ничего не было, ставили свою свободу и рисковали стать рабами.
Образование ацтеков. Обычно детей обучали родители. С пяти лет некоторые мальчики посещали школу, где их учили писать и считать. Все школьники носили одинаковые причёски: косичку с одной стороны. С другой стороны волосы сбривали налысо. Существовало устное предание (набор мудрых наставлений), называемый уэуэтлатолли (изречения стариков), где были описаны морально-этические идеалы ацтеков. Имелись особые изречения на каждый случай: для приветствия, пожеланий при рождении ребёнка, слова прощания при смерти. Отцы напоминали дочерям о необходимости быть привлекательными, но не пользоваться косметикой чрезмерно, чтобы не выглядеть, как ауиани. Матери советовали своим дочерям поддерживать своего мужа, даже если он окажется скромным крестьянином. Мальчиков учили быть скромными, послушными и трудолюбивыми.
Существовало два типа образовательных учреждений: в училищах, именовавшихся тепочкалли, обучали истории, религии, военному искусству, а также торговле или ремеслу (крестьянскому или мастеровому); в школах кальмекак, куда в основном ходили сыновья пилли, сосредоточивались на обучении вождей, жрецов, учёных и учителей тлатиними и писцов тлакуило. Они обучались ритуалам, грамоте, летосчислению, поэзии и, как и в тепочкалли, боевым искусствам.
Для одарённых детей существовали две основные возможности: одних отправляли в дом песен и танцев, а других — в дом игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий статус.
Медицина ацтеков была на уровне основных достижений развитых обществ древнего Востока, а также сравнима с медициной древней Греции и древнего Рима. У ацтеков было несколько сотен терминов для обозначения частей человеческого тела. Лекарственное врачевание на континенте было тесно связано с магией, однако по сути своей оно основывалось на многовековом эмпирическом опыте народов. Лечением болезней занимались жрецы и врачеватели, которых называли тиситль. Они занимались своей практикой публично и располагали богатой сокровищницей лекарственных средств растительного происхождения, большинство из которых не было известно в Старом Свете. Созданные ими сады лекарственных растений поразили испанских конкистадоров (Западная Европа того времени ещё не знала аптекарских садов и огородов).
Ацтеки верили во множество богов. Их божественный пантеон был организован вокруг практики календарных ритуалов. Как и другие божественные пантеоны индейцев мезоамерики, религия ацтеков совмещала многобожие и анимизм. Важным элементом в религиозной практике было жертвоприношение богам, так как индейцы верили, то таким образом поддерживают жизненный цикл мироздания.
Религиозная жизнь ацтеков была организована вокруг календарей. Как и большинство мезоамериканцев, ацтеки использовали одновременно два календаря: ритуальный календарь на 260 дней, называемый тональпоуалли, и солнечный календарь шиупоуалли на 365 дней. Каждый день имел своё название и номер в обоих календарях. Совпадение начала циклов двух календарей было уникальным явлением происходило каждые 52 года. Тональпоуалли в основном использовался с целью гадания, состоял из 20-дневных знаков и числовых коэффициентов 1-13, которые циклически повторялись в фиксированном порядке. Шиупоуалли был составлен из 18 месяцев, состоящих из 20 дней и оставшихся 5 днями в конце года. Каждый 20-дневный месяц был назван в честь определённого ритуального фестиваля, который проводился в начале месяца. Данные фестивали были связаны с сельскохозяйственным циклом. Ежемесячные праздники соблюдались всем населением, ритуалы проводились в каждом доме, в храмах и главной священной площади. Многие фестивали включали различные формы танцев, а также воссоздание сцен из божественной мифологии. Жрецы совершали жертвоприношения в виде еды, животных и даже человеческих жертв.
Каждые 52 года начало двух календарных циклов приходилось на один день. Данное событие сопровождалось масштабной церемонией, известной, как шиумольпилли или Церемония Нового Огня. Перед этим днём было принято разбивать всю старую керамику в доме и уничтожать утварь, связанную со старым циклом. За день до «Нового огня» весь старый огонь в домах и храмах тушился и начиналась «ночь страха», когда согласно поверьям ацтеков, мир оказывался беззащитными перед демонами ночного божества Цицимитль и которые могли уничтожить землю, таким образом закончив пятую эру. В день нового огня жрецы в главном храме приносили в жертву человека и в его груди разжигали «новый огонь», который затем разносился в другие храмы и дома жителей.
В Месоамерике и Южной Америке во времена расцвета ацтекского государства жертвоприношения были широко распространённым явлением; однако ацтеки практиковали их с особым размахом, принося в жертву людей в каждый из 18 праздников своего священного календаря.
Для ацтеков смерть играла важную роль в увековечивании творения, и боги и люди были обязаны пожертвовать собой, чтобы жизнь продолжалась. Как описано в мифе о сотворении мира, на людей возлагалась ответственность за поддержание мироздания и земного плодородия посредством жертвоприношений. Чаще всего жертвоприношениями выступали вещи и животные, человеческие жертвы совершались в рамках важных праздников или военных событий. Предметы разбивали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. В некоторых ритуалах жрецы могли приносить себя в жертву. Кровь, как воплощение жизни занимала важное место в культурах Мезоамерики.
Искусство ацтеков
Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясения эпохи, некоторое число поэтических произведений, собранных во времена Конкисты, дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Несауалькойотль и Куакуацин. Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с науатля, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения и мысли ацтеков, независимо от «официального» мировоззрения.
В подвальном этаже Главного Храма (исп. Templo Mayor) находился «Дом орлов», где в мирное время ацтекские военачальники могли выпить пенящегося шоколада, покурить хороших сигар и посоревноваться в поэзии. Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах. Одна из наиболее распространённых тем (среди сохранившихся текстов) стихов — «жизнь — реальность или сон?» и возможность встречи с Создателем.
Самая большая коллекция стихов была собрана Хуаном Баутистой де Помаром. Позже этот сборник был переведён на испанский учителем Леона-Портильи. Хуан Баутиста де Помар был правнуком Нецауалькойотля. Он говорил на языке науатль, но был воспитан как христианин, — и стихи своего деда записал латинскими символами.
Ацтеки любили драму, однако ацтекский вариант этого вида искусства было бы трудно назвать театром. Наиболее известные жанры — представления с музыкой и акробатическими выступлениями и представления о богах.
Ацтеки — одни из основных строителей знаменитых Мезоамериканских пирамид.
Мужская одежда и женская одежда украшалась орнаментами, среди которых наиболее распространёнными были: солнце; геометрические фигуры; драгоценные камни, раковины; животные мотивы (кролики, перья, змеи, бабочки, рыбы); растения (кактусы); падающий снег. Главное верхнее одеяние — тильматли (плащ). Прямоугольный кусок ткани завязывали узлом на груди или плече таким образом, чтобы спереди закрывалось тело и ноги. Бедные классы надевали практически однотонные белые плащи и повязки, а состоятельные расшитые, красочные наряды. У простолюдинов обуви не было, а воины и богачи имели кактли (сандалии из кожи либо волокон агавы). Одежда ацтеков предусматривала головные уборы, но их надевали лишь воины личной охраны императора (повязки из перьев) и сам император (венец). Ацтеки довольно ответственно подбирали стрижки, поскольку причёска свидетельствовала о классовом положении и прочих достижениях. Украшения, как противоположность сдержанности с косметикой, были чересчур богатыми, многочисленными, изысканными.
Ацтеки создали искусственные острова, или чинампы, на озере Тескоко; на этих островах выращивали зерновые и садовые культуры. Основными продуктами питания ацтеков были маис (кукуруза), бобы и тыквенные.
Ацтеки выращивали множество разнообразных сортов кукурузы с широким рядом аминокислот; кроме того, они выращивали амарант, в зёрнах которого содержится много белка. Более того, у ацтеков было большое разнообразие другой пищи: они ловили акоцилов, маленьких креветок, изобилующих в озере Тескоко, собирали водоросль спирулину, богатую флавопротеинами, которая использовалась в разных видах выпечки; также они употребляли в пищу насекомых: сверчков, червей, муравьёв и личинок. В насекомых содержится больше белков, чем в мясе, и по сей день они являются деликатесами в некоторых районах Мексики. Ацтеки содержали домашних животных вроде индейки и ицкуинтли (порода мясных собак), хотя обычно мясо этих животных предназначалось для особых случаев — ситуаций выражения благодарности и уважения. Ещё одним источником мяса была охота — олени, пекари, утки.
Исследования Монтеналло показали, что средняя продолжительность жизни месоамериканцев составляла 37 лет.
Письменность ацтеков была развита хуже и представляла собой рисованное изображение событий с элементами фонетической записи, применявшейся в личных именах и топонимах. Астекское письмо не было приспособлено для записи человеческой речи или длинных текстов, и в этом смысле не является полноценной письменностью.
Прочтение записей было достаточно затруднено и неоднозначно. Знаки могли иметь несколько значений. В то же время, существовал определенный набор правил, который при знании языка и традиций письменности существенно облегчал интерпретацию написанного. Одним из преимуществ логографического письма являлась то, что оно могло быть понято людьми, не знавшими астекского языка, что упрощало его использование в разных регионах государства ацтеков.
Сфера применения письменности ограничивалась до исторических хроник, содержавших записи о военных походах, важных событиях, генеалогии правителей, записей астрономического, астрологического и мифологического характера. Надписи выполнялись в виде бумажных кодексов или вырезались в камне и затем раскрашивались.
Ацтеки использовали двадцатеричную систему счисления. Цифры записывались в виде рядов точек, а в более древних манускриптах — как комбинация точек и черт. Такая система была достаточной для записи дат календаря.
Подписывайте на канал в Яндекс.Дзене. Также подписывается на группу "Кабинет доктора Калигари в ВК https://vk.com/dr.caligarisoffice, где еще больше интересных статей о кино, музыке, искусстве и многом другом.
Материал взят из группы "Кабинет доктора Калигари" https://vk.com/wall-196436095?offset=580&own=1&w=wall-196436095_33