Найти тему
BABUSHKAS

🔥Север "кормит" Юг! Некоторые итоги Украины по интеграции в ЕС (обзор)

В настоящее время Украина взяла активный курс на евроинтеграцию, имеющим целью углубление интеграции между Украиной и ЕС в сфере политики, торговли, культуры и укрепления безопасности.

В данной статье подведем некоторые итоги евроинтеграции Украины, когда как лишь немногие страны ЕС способны гарантировать тем, кто находится на грани бедности и исключен из социальной жизни, получение возможностей и ресурсов, необходимых для полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни, а также обеспечить стандарты жизни и благосостояния, которые соответствуют нормам европейского общества — далее гарантии социальной инклюзии.

Финансовые и экономические кризисы вынудили многие европейские страны вести политику жесткой экономии, что поставило под угрозу соблюдение принципа социальной инклюзии.

В рамках совместного проекта Лондонской школы экономики и Фонда Бертельсманна «Bertelsmann Stiftung» были проведены исследования и обработаны данные по социальной политике стран ЕС проводимые до 2014 года.

В ходе исследования было проведено сопоставление экспертных оценок по шести ключевым факторам социальной инклюзии: борьбе с бедностью, доступу к образованию и на рынок труда, социальной сплоченности и отсутствию дискриминации, здравоохранению и социальной защите:

Борьба с бедностью

  • Несмотря на относительно высокий уровень благосостояния жителей Европы, в данный момент 1 из 7 европейцев подвержены риску стать бедным. Отмечаются проблемы детской бедности, которая особенно остра в Болгарии, Румынии, Венгрии, Латвии и Греции, а также тот факт, что все страны – члены ЕС принимают меры по решению этой проблемы. Вместе с тем часто программы по борьбе с бедностью получают недостаточное финансирование. Выделены страны, чьи граждане не считают социально справедливыми государственные выплаты безработным, это Болгария, Кипр, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Испания и Великобритания.

Образование и специальная подготовка

  • В таких странах, как Франция, Греция, Португалия, Словакия, Словения и Великобритания, эксперты оценили как неуспешные или крайне неуспешные реализации правительственных инициатив в сфере образования. Был сделан вывод об отсутствии эффективных универсальных практик в сфере образования, способствующих росту или сохранению занятости, борьбе с безработицей среди молодежи, которые могли бы использоваться по всей Европе и способствовать сокращению неравенства и росту социальной инклюзии.

Рынок труда

  • Страны Юго-Восточной и Южной Европы менее других преуспели в политике преодоления безработицы. Наиболее успешными в предупреждении и сокращении неравенства граждан в доступе на рынок труда были Скандинавские страны (Север Европы). Среди тенденций в области политики занятости в странах ЕС эксперты выделили снижение защищенности работников из-за усиления риска потери работы, а также сокращение социальных пособий по безработице в связи государственными инициативами по повышению гибкости рынка труда.

Сплоченность общества и дискриминация

  • Значимость таких аспектов социальной политики, как сплоченность общества и отсутствие дискриминации, признается всеми странами Европы, но в условиях жесткой экономии резко сократилось бюджетное финансирование программ, направленных на повышение уровня сплоченности общества, в 14 странах были разработаны меры по поддержке волонтерской активности граждан; 13 стран начали осуществлять меры, способствующие росту доверия населения к институтам.

Здравоохранение

  • Политика бюджетной экономии привела к сокращению услуг здравоохранения, предоставляемых мигрантам. В ряде стран, например в Греции и Италии, социальные группы, ранее получавшие лекарства бесплатно, за счет средств бюджета, теперь должны частично оплачивать их стоимость. В Германии из сферы базовых услуг исключили стоматологии, а в Испании с сфере репродукции.

Социальное обеспечение

  • В 2014 г. многие страны Европы приняли меры, направленные на сокращение объема социальных выплат и числа граждан, их получающих. Греция, Италия, Ирландия и Нидерланды не смогли осуществить в полном объеме заявленные меры по совершенствованию системы социальных услуг по причине бюджетной экономии. Наблюдается общее сокращение социальной защиты и более селективный подход к отбору граждан нуждающихся в социальных выплатах, сокращение государственных расходов на здравоохранение в целом.

Общий вывод иностранных экспертов:

Страны Южной Европы отстают по уровню развития социальной инклюзии от своих соседей (Северных стран Европы). В этих странах сохраняется высокий уровень безработицы, они не предпринимают адекватных мер по снижению неравенства граждан в доступе на рынок труда, что является следствием экономического кризиса, разбалансированности системы государственных финансов и политики бюджетной экономии.

Важное дополнение:

После проведения данного исследования проводимого под руководством Лондонской школы экономики, в 2016 году Великобритания начала выход из ЕС, данный процесс получил название "Брексит".

Экономическое взаимодействие Украины и Европейского союза:

  • Украина в 2014 году взяла курс на евроинтеграцию, подписав Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, в сфере политики, торговли, культуры и укрепления безопасности, далее соглашение об ассоциации.
  • С 2014 Украина проводит активную политику по выходу из СНГ, однако до сих пор там числится, так как ранее являлось страной учредителем СНГ.
  • По состоянию на 2018 год доля импорта из ЕС составила 40%, а доля импорта из России 10%, однако рынки ЕС по прежнему закрыты для Украины, так как ЕС выдает Украине беспошлинные квоты только на экспорт в ЕС пшеницы, ячменя и кукурузы, когда как остальные товары являются не конкурентоспособными из-за высоких пошлин и различных ограничений. Россия для защиты национального рынка и рынка ЕАЭС вынуждена была прекратить дальнейшие переговоры по вступлению Украины в ЕАЭС. Украина ввела в отношении России различные торгово-экономические санкции в результате которых товарооборот снизился с 39,5 млрд долл. США в 2013 году до 11 млрд. долл. США в 2019 году и продолжает активно снижаться.
  • В соответствии с соглашением об ассоциации ЕС не может обеспечить Украину необходимыми объемами природного газа, так как сама испытывает проблемы связанные с энергетической бедностью Европы (ссылка на статью). Россия снизила транзит газа через Украину до 2.65 млрд. долл. в 2019-2020 годах и данный объем может еще сократиться, когда как ранее эта цифра составляла до 124 млрд. долл. (около 70-80 млрд. долл. ежегодно) в «сладкие времена» для Украины.
  • Евроинтеграция так-же не предполагает провести модернизацию морально устаревших атомных станций. На Украине действуют 4 атомных электростанции с 15 энергоблоками. Украина занимает 10-е место в мире и пятое в Европе по данному показателю. Атомные станции вырабатывают 55% электричества для Украины. После 2011 года Украина отказалась от поставок ядерного топлива из России и начала поставки из США, однако данные планы не реализовались, тем более после экспериментов с американским топливом теперь надо вывести из эксплуатации 2 энергоблока Ровенской АЭС. Одной закупкой ядерного топлива не обойтись, так как сроки эксплуатации ядерных станций заканчиваются, а ЕС не разрешит продлевать их эксплуатацию. В настоящее время Россия является основным поставщиком ядерного топлива на Украину. В целом ядерная энергетика Украины деградирует, планы модернизации ядерных станций с Россией отсутствуют, а ЕС не будет тратить свои деньги на эти дорогостоящие проекты.
  • С 2014 г. в Польшу прибыли почти 2 млн украинцев, привлекаемых уровнем развития польской экономики. Исследования Лондонской школы экономики показали, что страны Восточной Европы слабо решают проблемы безработицы, а исследователи сайта «Economist.com» высказываются о скором иммиграционном кризисе в Польше, так как она не учла уроки Германии и других стран ЕС (ссылка на статью). Трудовая миграция не когда не решала проблем с работой для стран из которых прибывают трудовые мигранты.

Выводы:

  • Страны ЕС имеют неравномерное экономическое развитие. Северные европейские страны имеют более высокий уровень жизни по сравнению с Южными и Восточными странами Европы и соответственно вынуждены «кормить их». В результате с 2016 года в ЕС начался раскол, Великобритания оказалась несогласной с политикой ЕС и начала процесс выхода из ЕС.
  • В 2014 году Украина заключив Соглашение об ассоциации с ЕС столкнулась с общими проблемами ЕС, которые не решаются одинаково для всех стран как некогда в СССР. Северные страны Европы не хотят "кормить" Южные страны Европы. Южная страна УССР (Украина) в составе СССР имела мощную поддержку со стороны сильной северной страны РСФСР (России) и являлась «промышленным детройтом» для всего СССР, получая неограниченные различные ресурсы и общий рынок сбыта СССР, и др. В то время зародился "вечный спор" о том, кто кого кормит Россия Украину или наоборот.
  • Основная цель Соглашения об ассоциации, это гармонизация норм и правил с ЕС для упрощения продвижения товаров ЕС на Украинский рынок. ЕС рассматривает Украину как рынок сбыта своей продукции и сырьевого придатка в виде сельхозпроизводителя, поставщика древесины, а вопросы развития промышленности и модернизации атомной энергетики Украины в нем не предусмотрены. Данное соглашение превратилось в инструмент экономического давления на Украину, так как оно не приносит взаимовыгодного сотрудничества для Украины. Например. ЕС требует возобновить поставки леса-кругляка из Украины шантажируя пересмотром соглашения об ассоциации итд.
  • Украина потеряла рынки России, ЕАЭС, СНГ, утратила часть своей территории в связи с несогласием граждан Крыма, Луганской и Донецкой областей с проводимой политикой евроинтеграции, которая не привела страну к процветанию, а Крым не стал украинской Венецией.
  • Придет время и расставит всё на свои места, но для этого граждане Украины должны усвоить урок, в котором сильный Север всегда «кормит» ЮГ! Россия всегда «кормила» Украину!

Материал подготовлен на основе: статья "Реформы в сфере социальной политики в ЕС: межстрановые сравнения. Social policy reforms in EU: a cross-national comparison. Social inclusion monitor Europe - Reform barometer / ed. By J. Arpe, S. Milio, A. Stuchlik" и других открытых источников.

Уважаемый читатель! Спасибо что дочитал до конца!

А что думаете Вы?