Найти в Дзене

Памятник Фиорелло Ла Гуардиа

Как купить тур он-лайн дешевле

На тенистой улице Ла Гуардиа, чуть в стороне от проезжей части, стоит гранитный куб с маленькой фигуркой: толстенький человечек делает решительный шаг. Таким Нью-Йорк запомнил своего мэра Фиорелло Генри Ла Гуардия.

Он вырос в еврейско-итальянской семье, работал переводчиком, в Первую мировую стал лётчиком. «Фиорелло» по-итальянски – «маленький цветочек». Имя необыкновенно подходило крохотному (157 сантиметров), брызжущему энергией и оптимизмом человеку. В 1934 году республиканец Ла Гуардиа был избран мэром Нью-Йорка – при поддержке демократа Франклина Делано Рузвельта.

Рузвельт знал, на кого ставить. Ла Гуардиа объявил беспощадную войну мафии и коррупции. Новый мэр ненавидел бандитов, которые, по его мнению, создавали негативный образ итальянской общины. Он лично выезжал крушить кувалдой игровые автоматы мафии. Начальнику полиции приказал арестовать мафиози Лаки Лучиано – «обвинения найдутся». И они нашлись: прокурор Дьюи отправил Лучиано в тюрьму за бизнес на проституции. Ла Гуардиа очистил мэрию от коррумпированных чиновников, сокрушил рэкет в ключевых секторах экономики города.

Вот почему Рузвельт доверил мэру Нью-Йорка пятую часть бюджета Администрации общественных работ, созданной для помощи безработным во время Великой депрессии. Ла Гуардиа использовал эти средства на всю катушку: значительная часть инфраструктуры Нью-Йорка была создана при нём, вовсю строилось социальное жильё.

Умелый хозяйственник был ещё и талантливым рекламщиком. Тогда в Нью-Йорке не было своего аэропорта. Однажды, возвращаясь в город, Ла Гуардиа отказался выйти из самолёта в аэропорту соседнего штата Нью-Джерси: «У меня билет до Нью-Йорка!». В результате самолёт отправился на небольшой аэродром в Квинсе, по дороге мэр дал пресс-конференцию и заявил, что городу нужны свои воздушные ворота. Сейчас в Квинсе находится аэропорт Ла-Гуардиа, один из крупнейших в стране.

Неутомимый борец с преступностью, человечный реформатор и пламенный защитник униженных, он не боялся никого и ничего: «Неважно, сожжены мосты или нет, я всё равно никогда не отступлю». Не лез за словом в карман: когда на выборах конкурент обвинил его в антисемитизме, Ла Гурдиа тут же заговорил на идише – он знал восемь языков. Конечно, он тоже ошибался, но никто никогда не сумел обвинить его в воровстве. Его избирали мэром трижды подряд.

Памятник Ла Гуардиа создал в 1994 году известный скульптор Нил Истерн. Почтить память предшественника явились сразу четыре бывших мэра Нью-Йорка. Бронзовый «цветочек» яростно жестикулирует, его волосы растрёпаны, рот открыт в призывном крике – у этого маленького человека было большое мужество и сердце бескомпромиссного бойца.