Найти тему
Дороги России

Самый интересный район на трассе М4 «Дон», где останавливался каждый, кто хоть раз проезжал здесь

В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 2.

Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!

2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.

10 000 остановок. 30 000 фотографий.

6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.

Все реки. Все стелы областей, районов, городов.

Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.

В этой части:

Автодорога: Федеральная автодорога М4 «Дон» Москва – Новороссийск.

Участок маршрута: Верхнеговейный – Каменск-Шахтинский – Глубокий – Сибилев.

Расстояние маршрута: 50 км.

Федеральный округ: Южный федеральный округ.

Регион: Ростовская область.

Административный район: Каменский район.

Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).

Рельеф местности: Донецкий кряж, Доно-Донецкая возвышенность.

Часовой пояс (время по отношению к московскому): московское время.

День в пути: 1-й день.

-2

Начало Каменского района приятно порадовало новой стелой, которой в прошлом году здесь ещё не было. В последнее время на трассе М4 «Дон» старые стелы районов сносят всё чаще, ничего не ставя взамен, поэтому увидеть совершенно новый памятник мы, конечно же, совершенно не ожидали.

-3

Справа от дороги нам машут своими огромными лопастями мощные ветряные мельницы Каменско-Красносулинской ветроэлектростанции, словно желают «счастливого пути». До свидания, мы будем с нетерпением ждать встречи с вами по дороге домой через два месяца!

-4

На ветру красиво колышется степной ковыль в окрестностях хутора Верхнеговейный, название которого дорожники постеснялись отметить указателем на трассе, но карта автодорог ничего не скроет от нас, и мы точно знаем, что такой хутор здесь есть! По наклону травы можно определить направление ветра, и сейчас для нас он попутный!

-5

Указатель поворота «Донецк 28» может удивить проезжающих мимо водителей, которые ошибочно могут подумать, что речь идёт о столице ДНР – главном городе Донбасса. На самом деле в Ростовской области есть свой небольшой городок с таким же названием, и находится он на самой границе с Украиной ЛНР, так что до российской границы здесь действительно всего около 30 км.

-6

На повороте в Донецк стоит старая автобусная остановка, украшенная необыкновенно красивой мозаикой, выполненной на казачий мотив. Обожаю такое произведение искусства, некогда широко распространённое в Советском Союзе на стенах домов и прочих зданий.

-7

Сейчас мозаика уже мало где сохранилась, поэтому каждая такая картина для меня на вес золота, ведь уже завтра здесь могут поставить новую современную безликую остановку, а прошлое останется только в воспоминаниях, да ещё на наших фотографиях, которые мы успели сделать вовремя.

-8

Мы въезжаем в Каменск-Шахтинский, по окраине которого проходит трасса М4 «Дон». Каменчане любят похвастаться, что одно время их город являлся центром Каменской области, существовавшей в 1954-1957 годы (правда, с 1955 года центром этой области стал уже город Шахты). После своего выхода из состава Ростовской области, Каменская область просуществовала самостоятельно всего три года, после чего, нагулявшись, решила вернуться обратно. В настоящее время город Каменск-Шахтинский не относится к Каменскому району, по территории которого мы сейчас проезжаем, а является самостоятельным городским округом областного подчинения.

-9

В Каменске проходит железнодорожная линия Лихая – Миллерово, являющаяся частью магистрали Ростов – Москва. Здесь, на станции «Каменская», ночью 7 августа 1987 года произошла одна из крупнейших железнодорожных катастроф СССР, в которой погибли 106 человек. Тяжёлый товарняк с отказавшими тормозами, разогнавшись на крутом уклоне до 140 км/ч, влетел в хвост стоящего на станции пассажирского поезда Ростов - Москва, полностью раздавив последние два вагона со спящими людьми.

-10

Проезжая через Каменск-Шахтинский, первым делом мы видим на противоположной стороне трассы дорожный комплекс «Гараж», украшенный двумя огромными фурами «DAF», ещё не доделанными до конца, но уже производящими впечатление.

-11

Здесь же расположен очень интересный частный музей «Легенды СССР», который, наверное, никого из родившихся ещё в прошлом веке не оставит равнодушным. Мне удалось побывать там в прошлом году, и об этом музее я написал отдельную статью, её можно почитать здесь.

-12

Также в Каменске-Шахтинском, проезжая по трассе М4, невозможно не заметить интересную выставку военной техники под открытым небом, которая называется «Парк Патриот». Этот музейный комплекс был открыт в 2018 году, я посетил его в 2019 году и тогда тоже написал статью о нём, которую вы можете прочитать здесь.

-13

Выставка постоянно обновляется и постепенно пополняется новыми экспонатами, поэтому, проезжая мимо, каждый раз здесь можно увидеть что-то новое. Кстати, вход на территорию «Парка Патриот» совершенно свободный!

-14

На выезде из города мы проезжаем по мосту через реку Северский Донец, которая берёт своё начало недалеко от Белгорода, и, протекая большей своей частью по территории Украины, вновь возвращается в Россию, где уже впадает в реку Дон в районе посёлка Усть-Донецкий. Длина Северского Донца чуть больше 1 тысячи километров – это самый крупный приток Дона из всех впадающих в него рек.

Самый дальний от нас мост, он же самый старый, в 2019 году был признан аварийным из-за образовавшейся в его пролёте трещины, и был закрыт для последующего сноса. Средний мост был открыт в 2002 году для движения в северном направлении, но сейчас по нему временно организован проезд в сторону Ростова-на-Дону. Самый низкий мост, по которому мы и проезжаем сейчас, это временный мост, построенный в 2019 году для движения машин в сторону Москвы. Металлоконструкции временного моста привезены из Крыма, где они также служили временным мостом через Керченский пролив, поэтому здесь его так и прозвали – «Крымский мост».

-15

Где-то здесь в январе 1943 года во время освобождения Каменска-Шахтинского от немецко-фашистских оккупантов при попытке форсировать Северский Донец по льду затонул советский танк Т-34, который до сих пор так и не поднят со дна реки.

-16

Далее трасса М4 пересекает Каменский лесхоз, где можно насладиться свежим запахом соснового леса. Недалеко отсюда, в хуторе Старая Станица, находится удивительное место – ландшафтный парк «Лога», в котором уже успел побывать, наверное, каждый житель нашей области, а если кто ещё не успел – мечтает обязательно побывать здесь.

-17

Парк «Лога» настолько увлекательный, что время там пролетает незаметно, и нужно рассчитывать его посещение как минимум на пол-дня, а при возможности идеально приехать туда вообще на весь день, чтобы неторопясь обойти всю территорию, спокойно осмотреть все скульптуры, рукотворные водопады, волшебные замки, небольшой зоопарк и многое другое, а в конце дня можно отдохнуть за любым свободным столиком на свежем воздухе в тени деревьев со своим «тормозком», или же посетить одно из кафе. Парк «Лога» частный, создан местным предпринимателем, поэтому наиболее удивительно, что его посещение совершенно бесплатно! В прошлом году мне посчастливилось побывать там, и мой подробный отчёт об этом парке вы можете прочитать здесь.

-18
-19

Сейчас же мы просто свернём с трассы на песчаную дорогу Каменского лесхоза, чтобы остановиться на небольшой пикничок и позавтракать, а заодно немного отдохнуть от дальней дороги.

-20

В окружении соснового леса, в лучах яркого южного солнца так приятно разогреть свежий утренний чай на дорожной газовой горелке и просто поваляться среди шишек на лесном покрывале из мягких сосновых иголочек, но всю идиллию портят разбросанные вокруг многочисленные салфетки, бутылки, бумажки, и, простите, какашки.

-21
-22

После Каменска трасса М4 заметно выравнивается, а затяжные спуски и подъёмы сменяются на более пологие небольшие балки и овраги. Это началась территория так называемой Доно-Донецкой возвышенности, сменившей обрывистый и скалистый Донецкий кряж сразу за рекой Северский Донец.

-23

Местами автодорога проходит здесь по весьма причудливым волнообразным неровностям рельефа, и ты словно на корабле плывёшь не спеша по высоким морским волнам то вверх, то вниз, то вверх, то вниз.

-24

В этой местности расположен небольшой посёлок Глубокий, который и является райцентром Каменского района вместо города Каменска-Шахтинского, бывшего центром района ещё в Советское время. Судя по окружающему рельефу, посёлок нужно было называть не Глубокий, а Волнистый.

-25

Где-то здесь 24 августа 2004 года в результате теракта произошёл взрыв пассажирского самолёта ТУ-154, следовавшего по маршруту Москва - Сочи. Тогда погибло 46 человек, а некоторые обломки самолёта упали прямо на жилые дома, но на земле обошлось без жертв. Местные жители рассказывали, что утром после катастрофы стали находить у себя во дворах трупы пассажиров, они сидели пристёгнутыми в своих креслах словно живые. И это несмотря на то, что взрыв произошёл на высоте примерно 12 тысяч метров.

В тот же самый момент в небе над Тульской областью другая террористка-смертница взорвала ещё один пассажирский самолёт ТУ-134, летевший по маршруту Москва - Волгоград, во втором теракте погибло 44 человека. До захвата террористами школы в Беслане оставались считанные дни…

-26

Заканчивается Каменский район красивыми пейзажами Доно-Донецкой возвышенности с её многочисленными балками и живописными оврагами, в окружении широких волнистых полей. Интересно смотрится невысокий заборчик бирюзового цвета, разделяющий встречные транспортные потоки. По изменяющимся в некоторых местах оттенкам цвета можно легко определить места автомобильных аварий, в результате которых заборчик пришлось восстанавливать, а идеально подобрать цвет у дорожных рабочих не получилось.

-27

На сегодня это всё, а уже в следующей части моего рассказа мы познакомимся с последними районами Ростовской области на трассе М4 «Дон».

Читать следующую часть

Читать предыдущую часть

Читать о путешествии с самого начала

Все части моего рассказа о путешествии в Якутию и другие можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».