В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 2.
Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!
2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.
10 000 остановок. 30 000 фотографий.
6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.
Все реки. Все стелы областей, районов, городов.
Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.
В этой части:
Автодорога: Федеральная автодорога М4 «Дон» Москва – Новороссийск.
Участок маршрута: Верхнеговейный – Каменск-Шахтинский – Глубокий – Сибилев.
Расстояние маршрута: 50 км.
Федеральный округ: Южный федеральный округ.
Регион: Ростовская область.
Административный район: Каменский район.
Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).
Рельеф местности: Донецкий кряж, Доно-Донецкая возвышенность.
Часовой пояс (время по отношению к московскому): московское время.
День в пути: 1-й день.
Начало Каменского района приятно порадовало новой стелой, которой в прошлом году здесь ещё не было. В последнее время на трассе М4 «Дон» старые стелы районов сносят всё чаще, ничего не ставя взамен, поэтому увидеть совершенно новый памятник мы, конечно же, совершенно не ожидали.
Справа от дороги нам машут своими огромными лопастями мощные ветряные мельницы Каменско-Красносулинской ветроэлектростанции, словно желают «счастливого пути». До свидания, мы будем с нетерпением ждать встречи с вами по дороге домой через два месяца!
На ветру красиво колышется степной ковыль в окрестностях хутора Верхнеговейный, название которого дорожники постеснялись отметить указателем на трассе, но карта автодорог ничего не скроет от нас, и мы точно знаем, что такой хутор здесь есть! По наклону травы можно определить направление ветра, и сейчас для нас он попутный!
Указатель поворота «Донецк 28» может удивить проезжающих мимо водителей, которые ошибочно могут подумать, что речь идёт о столице ДНР – главном городе Донбасса. На самом деле в Ростовской области есть свой небольшой городок с таким же названием, и находится он на самой границе с Украиной ЛНР, так что до российской границы здесь действительно всего около 30 км.
На повороте в Донецк стоит старая автобусная остановка, украшенная необыкновенно красивой мозаикой, выполненной на казачий мотив. Обожаю такое произведение искусства, некогда широко распространённое в Советском Союзе на стенах домов и прочих зданий.
Сейчас мозаика уже мало где сохранилась, поэтому каждая такая картина для меня на вес золота, ведь уже завтра здесь могут поставить новую современную безликую остановку, а прошлое останется только в воспоминаниях, да ещё на наших фотографиях, которые мы успели сделать вовремя.
Мы въезжаем в Каменск-Шахтинский, по окраине которого проходит трасса М4 «Дон». Каменчане любят похвастаться, что одно время их город являлся центром Каменской области, существовавшей в 1954-1957 годы (правда, с 1955 года центром этой области стал уже город Шахты). После своего выхода из состава Ростовской области, Каменская область просуществовала самостоятельно всего три года, после чего, нагулявшись, решила вернуться обратно. В настоящее время город Каменск-Шахтинский не относится к Каменскому району, по территории которого мы сейчас проезжаем, а является самостоятельным городским округом областного подчинения.
В Каменске проходит железнодорожная линия Лихая – Миллерово, являющаяся частью магистрали Ростов – Москва. Здесь, на станции «Каменская», ночью 7 августа 1987 года произошла одна из крупнейших железнодорожных катастроф СССР, в которой погибли 106 человек. Тяжёлый товарняк с отказавшими тормозами, разогнавшись на крутом уклоне до 140 км/ч, влетел в хвост стоящего на станции пассажирского поезда Ростов - Москва, полностью раздавив последние два вагона со спящими людьми.
Проезжая через Каменск-Шахтинский, первым делом мы видим на противоположной стороне трассы дорожный комплекс «Гараж», украшенный двумя огромными фурами «DAF», ещё не доделанными до конца, но уже производящими впечатление.
Здесь же расположен очень интересный частный музей «Легенды СССР», который, наверное, никого из родившихся ещё в прошлом веке не оставит равнодушным. Мне удалось побывать там в прошлом году, и об этом музее я написал отдельную статью, её можно почитать здесь.
Также в Каменске-Шахтинском, проезжая по трассе М4, невозможно не заметить интересную выставку военной техники под открытым небом, которая называется «Парк Патриот». Этот музейный комплекс был открыт в 2018 году, я посетил его в 2019 году и тогда тоже написал статью о нём, которую вы можете прочитать здесь.
Выставка постоянно обновляется и постепенно пополняется новыми экспонатами, поэтому, проезжая мимо, каждый раз здесь можно увидеть что-то новое. Кстати, вход на территорию «Парка Патриот» совершенно свободный!
На выезде из города мы проезжаем по мосту через реку Северский Донец, которая берёт своё начало недалеко от Белгорода, и, протекая большей своей частью по территории Украины, вновь возвращается в Россию, где уже впадает в реку Дон в районе посёлка Усть-Донецкий. Длина Северского Донца чуть больше 1 тысячи километров – это самый крупный приток Дона из всех впадающих в него рек.
Самый дальний от нас мост, он же самый старый, в 2019 году был признан аварийным из-за образовавшейся в его пролёте трещины, и был закрыт для последующего сноса. Средний мост был открыт в 2002 году для движения в северном направлении, но сейчас по нему временно организован проезд в сторону Ростова-на-Дону. Самый низкий мост, по которому мы и проезжаем сейчас, это временный мост, построенный в 2019 году для движения машин в сторону Москвы. Металлоконструкции временного моста привезены из Крыма, где они также служили временным мостом через Керченский пролив, поэтому здесь его так и прозвали – «Крымский мост».
Где-то здесь в январе 1943 года во время освобождения Каменска-Шахтинского от немецко-фашистских оккупантов при попытке форсировать Северский Донец по льду затонул советский танк Т-34, который до сих пор так и не поднят со дна реки.
Далее трасса М4 пересекает Каменский лесхоз, где можно насладиться свежим запахом соснового леса. Недалеко отсюда, в хуторе Старая Станица, находится удивительное место – ландшафтный парк «Лога», в котором уже успел побывать, наверное, каждый житель нашей области, а если кто ещё не успел – мечтает обязательно побывать здесь.
Парк «Лога» настолько увлекательный, что время там пролетает незаметно, и нужно рассчитывать его посещение как минимум на пол-дня, а при возможности идеально приехать туда вообще на весь день, чтобы неторопясь обойти всю территорию, спокойно осмотреть все скульптуры, рукотворные водопады, волшебные замки, небольшой зоопарк и многое другое, а в конце дня можно отдохнуть за любым свободным столиком на свежем воздухе в тени деревьев со своим «тормозком», или же посетить одно из кафе. Парк «Лога» частный, создан местным предпринимателем, поэтому наиболее удивительно, что его посещение совершенно бесплатно! В прошлом году мне посчастливилось побывать там, и мой подробный отчёт об этом парке вы можете прочитать здесь.
Сейчас же мы просто свернём с трассы на песчаную дорогу Каменского лесхоза, чтобы остановиться на небольшой пикничок и позавтракать, а заодно немного отдохнуть от дальней дороги.
В окружении соснового леса, в лучах яркого южного солнца так приятно разогреть свежий утренний чай на дорожной газовой горелке и просто поваляться среди шишек на лесном покрывале из мягких сосновых иголочек, но всю идиллию портят разбросанные вокруг многочисленные салфетки, бутылки, бумажки, и, простите, какашки.
После Каменска трасса М4 заметно выравнивается, а затяжные спуски и подъёмы сменяются на более пологие небольшие балки и овраги. Это началась территория так называемой Доно-Донецкой возвышенности, сменившей обрывистый и скалистый Донецкий кряж сразу за рекой Северский Донец.
Местами автодорога проходит здесь по весьма причудливым волнообразным неровностям рельефа, и ты словно на корабле плывёшь не спеша по высоким морским волнам то вверх, то вниз, то вверх, то вниз.
В этой местности расположен небольшой посёлок Глубокий, который и является райцентром Каменского района вместо города Каменска-Шахтинского, бывшего центром района ещё в Советское время. Судя по окружающему рельефу, посёлок нужно было называть не Глубокий, а Волнистый.
Где-то здесь 24 августа 2004 года в результате теракта произошёл взрыв пассажирского самолёта ТУ-154, следовавшего по маршруту Москва - Сочи. Тогда погибло 46 человек, а некоторые обломки самолёта упали прямо на жилые дома, но на земле обошлось без жертв. Местные жители рассказывали, что утром после катастрофы стали находить у себя во дворах трупы пассажиров, они сидели пристёгнутыми в своих креслах словно живые. И это несмотря на то, что взрыв произошёл на высоте примерно 12 тысяч метров.
В тот же самый момент в небе над Тульской областью другая террористка-смертница взорвала ещё один пассажирский самолёт ТУ-134, летевший по маршруту Москва - Волгоград, во втором теракте погибло 44 человека. До захвата террористами школы в Беслане оставались считанные дни…
Заканчивается Каменский район красивыми пейзажами Доно-Донецкой возвышенности с её многочисленными балками и живописными оврагами, в окружении широких волнистых полей. Интересно смотрится невысокий заборчик бирюзового цвета, разделяющий встречные транспортные потоки. По изменяющимся в некоторых местах оттенкам цвета можно легко определить места автомобильных аварий, в результате которых заборчик пришлось восстанавливать, а идеально подобрать цвет у дорожных рабочих не получилось.
На сегодня это всё, а уже в следующей части моего рассказа мы познакомимся с последними районами Ростовской области на трассе М4 «Дон».
Читать следующую часть →
Читать предыдущую часть ←
Читать о путешествии с самого начала ☯
Все части моего рассказа о путешествии в Якутию и другие можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».