Приветствую вас, мои прекрасные ценители искусства! Пусть мы с вами стали реже встречаться в текстовом формате, надеюсь вы смотрите мои видео каждую неделю! Сегодня мне хотелось бы рассказать вам об одном достаточно интересном художнике, который создал такое направление в живописи как СИМВОЛИЗМ. Ну что, вы готовы? Тогда время изучить биографию о особенности творческого пути Одилона Редона пришло!
Биография
Бертран-Жан Редон, а именно так при рождении звали нашего героя появился на свет 20 апреля 1840 года в достаточно обеспеченной семье, но по странному стечению обстоятельств первые десять лет он жил отдельно от родителей со своим дядей и гувернанткой в отдалённом поместье Пейербальд, что на юго-западе от Бордо. Биографы до сих пор спорят из-за причин, по которым семейство Редон прятало своего сына от общества, однако основной версией считают слабое здоровье и приступы эпилепсии, которые пугали его родителей и были нежелательны для общества.
В возрасте 11 лет, мальчик возвращается в отчий дом и поступает в школу-пансион, однако в ней ему становится только хуже, он сменяет одну школу на другую, но и там мир для него остаётся мрачным и враждебным. Пока в возрасте 15ти лет он не встречает своего первого Учителя - местного художника-романтика Станислава Горена. Горен посвятил молодого юношу в искусство акварели.
Ты – художник , - заявил тот ученику, - а потому не должен сделать ни единого карандашного штриха, если за этим не стоят эмоции и мысли.
Станислав делал очень многое для культурной жизни сообщества - привозил выставки таких художников как Камиль Коро и Эжен Делакруа.
Вторым важным учителем для Одилона Редона стал ботаник Арман Клаво, работавший смотрителем Ботанического Сада в Бордо. Его вкусы в литературе и живописи сильно повлияли на формирование вкуса и стиля молодого художника.
В первой своей выставке Одилон Редон принял участие уже в возрасте восемнадцати лет - на ежегодной выставке Общества любителей искусств он показал две свои картины. Следующим шагом была поездка в Париж, куда он уехал в 1862 году полностью сформировавшейся личностью, четко осознающим, чего он хочет достичь. Однако, покорившись желанию отца, он попытался сдать экзамены на курс архитектора в школу искусств, но безуспешно. В течение года Одилон посещал занятия в архитектурных студиях и брал уроки академической живописи, смог усовершенствовать свою технику рисунка и осознал, что не желает творить в классической манере.
По возвращению в Бордо при помощи старшего брата, Одилон знакомится с третьей персоной, которая помогла ему сформировать его стиль. Судьба преподносит юноше гравёра-протосимволиста Рудольфа Бредена. Бреден не просто обучает технике литографии и гравюры Одилона, он верит в индивидуальность Редона и в его странные мечты и помогает раскрыть его талант.
Где-то с 1865 года наступает его первый серьёзный период в творчестве, который позднее назовут чёрным, он создаёт рисунки углём и чёрно-белые гравюры. С 1867 начинает вести дневник под названием «Себе самому», который он вёл вплоть до 1915 года. Следующим значимым событием жизни стал добровольный уход в армию в 1870 году на Франко-Прусскую войну. К удивлению знакомых, Одилон проявил себя смелым и стойким воином. После пережитого опыта Редон стал куда более уверенным в своих силах человеком. Однако и после этого его не оставляли в покое его мрачные видения, преследующие с самого детства.
В 1874 году умирает отец Одилона Редона и это стало по настоящему мощным потрясением, но даже несмотря на это он так и не смог изжить свою обиду на него за «бездомные» детские годы. Вместе с тем, смерть отца позволила Редону полностью посвятить себя искусству.
Первые цветные пастельные рисунки Одилон Редон сделает лишь в 1880 году, во время медового месяца, однако полноценно использовать цвет он начнёт лишь через десять лет. Пока же Редону 40 лет и он счастлив. О его браке с Камиллой Фальт и семейной жизни биографы говорят скупо: он был невероятно счастливым, на удивление счастливым. Кроме трех лет сложного душевного кризиса, прошедших после смерти первого сына до рождения второго.
Последствия войны и брак действительно сделали Одилона увереннее в своих силах. С 1879 года он начинает выпускать альбомы со своими рисунками: первый альбом, называвшийся «В грёзе» («В мире мечты»), привлек к себе внимание лишь некоторых знатоков живописи и коллекционеров. Однако вслед за этим циклом последовали и другие, гораздо более успешные: «Эдгару По» в 1882 году, «Истоки» в 1883 году, «В честь Гойи» в 1885 году, «Искушение святого Антония» выходил трижды - в 1888, 1889 и 1896 годах, «Гюставу Флоберу» в 1889 , «Цветы зла» в 1890 году и «Апокалипсис» в 1899 году.
В возрасте 50ти лет он практически отказывается от монохромных изображений и в его творчество врывается цвет. Каждая работа теперь насыщена неземными цветами, тонко и изящно подобранными оттенками, которые позволяет раскрывать фантастические сюжеты его новых произведений. В 1899 году Дюран-Руэль организует выставку для молодых художников с названием "В честь Редона", на которой Одилон выставит свои пастельные работы, однако с каждым годом он всё больше отдаёт предпочтение масляной живописи. Сам Редон писал об этом:
"В масляной фактуре есть что-то колдовское: она подчиняет тебя, удерживает у мольберта , с каждым днём всё мучительнее, всё сильнее."
Несмотря на пришедшее в начале двадцатого века признание, финансовое положение Редона было достаточно печальным. Из-за долгов ему пришлось продать поместье, где он провёл всё детство, однако даже это не смогло покрыть всей суммы. Зато цветочные натюрморты стали коммерческой находкой - они давались Одилону достаточно легко и пользовались огромным спросом.
Скончался Одилон Редон в Париже 6 июля 1916 года в возрасте 76 лет.
«Я доволен своей жизнью, — писал мастер в последнее десятилетие своей жизни, — и спокойно иду навстречу судьбе».
Ну а теперь самое время об особенностях!
Одилон Редон был неординарным художником и на это повлияло как детство в отдалении от общества, так и его учителя, которые привили ему вкусы, отличавшиеся от общепринятых в то время. Несмотря на то, что Редон творил в одно время с импрессионистами, ему удалось сохранить свой собственный стиль и развить его в целое направление мистической живописи, названное впоследствии символизмом. Но давайте перечислим основные особенности стиля этого самобытного художника:
- Во-первых, конечно же, это особая нереальность сюжетов и персонажей, изображенных на произведениях Редона - его пауки с человеческими лицами, ожившие моллюски и прочие радости были уникальными для его времени, лишь спустя более полувека его идеи будут продолжены сюрреалистами;
- Во-вторых, особая внимательность к деталям, умение прорабатывать тональные переходы - как в монохромном рисунке, так и в цветных работах, вне зависимости от техник и материалов;
- Если же говорить только о работах цветного периода, то нужно, просто необходимо отметить его необычный выбор палитры для изображения мистических сюжетов - например, синий пегас или золотое древо около Будды.
Пришло время завершать рассказ
Надеюсь, вам было интересно почитать об этом необыкновенном художнике. Если понравился рассказ - не забывайте подписаться и поставить лайк этой публикации.
Остальные мои медиа - по ссылкам ниже!
================================================================
Поддержать на Патреоне - https://www.patreon.com/athwartart Подписывайтесь на мой канал на Ютуб - https://www.youtube.com/channel/UCKUqcO8htvUOglXz3mQs5vw
Инстаграм Михаила - https://www.instagram.com/michaelli_ru/
Инстаграм галереи - https://www.instagram.com/athwartgall...
Мой телеграм-канал - https://tlg.fyi/athwart