Фрилансер – это не только тот, который должен знать свое ремесло с головы до пят. Он выполняет ещё достаточно много функций, от начальника, который будет пинать самого себя не расслабляться, директором по маркетингу, чтобы презентовать себя и свои работы, управленцем по финансам, чтобы понимать что в этот месяц наша «компания» выживет и, конечно, искусный переговорщик (как вы собрались заключать сделки?) И знаете, самым сложным здесь может оказаться именно последнее. Обычно, новые клиенты приходят от старых. И если вы удачно сделали работы и грамотно её презентовали своего заказчику – хороший отзыв и рекомендация у вас в кармане. А если нет? Ну что-ж, тогда ваше развитие может остановиться, а портфолио не пополняться новыми проектами.
Я выделяю три ошибки, которые допускал я и мою коллеги во фрилансе. Сейчас расскажу о них поподробнее.
Сухой деловой тон
Хватит общаться как огромные и неповоротливые компании с их канцеляризмом. Добавьте немного фамильярности.
Самое главное – это найти общий язык с вашим работодателем и правильно себя подать.
Расскажите о смысле вашей работы и как она может быть полезна вашему заказчику. При разговоре я всегда наглядно давал понять им, что я компетентен в вопросе и могу выполнить работу.
Им не интересно ваши достоинства, им важно только как вы сможете устранить их боль в их бизнесе. Интересуйтесь что у них происходить, уточняйте, пусть видят что именно тот, кто им нужен.
А если вы узнали, например, что отдыхали на одном и том же острове, обязательно это упомяните, так клиент будет к вам ближе, как ни крути.
Не делайте скидку чтобы удержать клиента
Это возможно и относится к бизнесу, но только не к фрилансу. Таким образом вы копаете себе могилу.
Предположим, вы делаете сайты и ваша работа стоит 10 тысяч рублей. Но чтобы удержать клиента от конкурентов, вы говорите что сделаете его за 6. Клиент видит это и понимает сколько действительно стоит ваша услуга и когда будет рекомендовать вас другим, те будут ждать именно такую цену.
Что делать?
Составьте фиксированный список ваших услуг. Так вы огородитесь от лишних вопросов и клиенты сразу будут видеть цену за вашу работу.
И если вы оговорили условия цены с клиентом, то очень важно чтобы она совпадала с перечнем задач, которые вы будете выполнять. Дополнительная работа оплачивается отдельно, ровно как и договаривается.
Либо делайте цену ниже, но сразу оговаривайте, что это только за определенную услугу. Например, делаю вам сайт за 6 тысяч, только обратная связь и форма регистрации будет уже оплачиваться отдельно.
Клиент не всегда прав
Я никогда не соглашаюсь на проект от заказчика пока не проанализирую два параметра: оплата и ценность. Чем выше оплата за работу, тем выше шанс что я соглашусь.
Ценность – как сильно мне поможет эта работа вырасти личностно? Как ведет себя клиент? Эти два вопроса я задаю каждый раз.
Если работа сложная и объемная, но не несет в себе никакой значимости, зачем тратить на него время? А если клиент сам не знает чего хочет, так еще и без тз. Я смотрю на установленный дедлайн, как он сам относится к проекту. Все это формирует образ заказчика для меня. Если я хоть в чём то начинаю сомневаться, то отказываюсь.
Если что-то оказалось в статье не понятно, смело задавайте вопросы в комментарии. С удовольствием отвечу всем!