Найти в Дзене

О каком будущем для себя мечтали советские подростки довоенной поры

О каком будущем для себя мечтали советские подростки довоенной поры

Детская мечта - всегда индикатор господствующих в обществе ценностей, ориентиров, а, в конечном итоге, программы будущего, на которое нацелена страна. Скажем, в лихие 90-е популярными профессиями в глазах российских школьников были киллер и валютная проститутка. В настоящее время, по оценке специалистов Академии труда и социальных отношений, в почете у старшеклассников профессии: финансиста, нанотехнолога, программиста, топ-менеджера, иначе говоря, занятия, обещающие высокий доход.

Ниже мы приведем подборку из высказываний школьников конца 1930-х
гг. Первые три взяты из анонимного опроса десятиклассников, результаты которого в конце 1937 г. опубликовал детско-юношеский журнал «Костер». Остальные - из писем, дневников, воспоминаний. Не все заявленные мечты и замыслы исполнились. Тем не менее, некоторые удивительным образом предвосхитили реальные свершения, в частности, советское освоение космоса.

1. «Я решила стать биологом и работать на селекционной станции… я хочу продолжить дело Мичурина, особенно интересно вывести побольше полезных растений, не боящихся морозов нашей Арктики. Они помогут нам завоевать север».

2. «Я буду строить большие светлые дома, дворцы, школы… Я буду строить их на открытых и широких площадках, чтобы вокруг были парк или лес, чтобы солнце заливало их своим светом, чтобы людям радостно жилось в таких домах».

3. «Я хочу быть археологом, я хочу пробираться по берегам могучих рек в темные пещеры, где когда-то обитали наши предки, я хочу изучать их рисунки на скалах…».

4. Десятиклассник, а позже фронтовик Н. Пушкин в воспоминаниях описывал серьезные занятия радиоделом: в порядке подготовки к службе в арктических условиях он с друзьями разыгрывал сценки регулярных радиопереговоров между Амдермой и Диксоном, которые собирался проводить в будущем .

5. «Почти все вокруг воспитывало нас в сознании того, что страна находится в окружении враждебных государств, которые стремятся к уничтожению советского строя… Большинство моих сверстников хотели стать военными», – вспоминал летчик-испытатель Степан Микоян.

6. В апреле 1938 г. десятиклассник из г. Владимира Юрий Никифоров записал в дневнике: «Почему я решил стать пограничником? Потому что люблю свою страну… Люблю ее за ту заботу и любовь, которыми окружает она меня, – сына рабочего. Я, будущий командир погранзаставы, обещаю, что право на образование, право на труд и отдых – великое право, завоеванное нашими отцами, я буду охранять, не щадя своей жизни».

7. Гуля Королева – реальная девушка и героиня документально–биографической повести Е. Ильиной (основанной на личном знакомстве с Гулей и документальных свидетельствах ее жизни) – в конце школы приняла решение поступать в Гидромелиоративный институт, а по его окончании ехать «куда-нибудь прокладывать каналы, бороться с песками…пустыне надо дать воду. И тогда она зазеленеет…».

8. Главный герой автобиографической повести Ю. Слепухина «Перекресток» Сергей Дежнев после посещения с классом завода, где он увидел станок-автомат, загорелся мечтой: стать инженером-электриком и проектировать целые «заводы – автоматы», где всю трудную работу будут выполнять машины, а люди только следить за приборами.

9. Девятиклассник П. Сагайдачный грезил службой моряка-тихоокеанца. Однако с июня 1941 г. своими центральными задачами он поставил отдачу всех сил на борьбу с врагом, а после победы – «на постройку новой ленинской жизни», не уточняя, однако, в каком профессиональном качестве.

10. Свои виды на будущее Дезик Кауфман (Давид Самойлов), раскрывал так: «Цель и идея жизни … в основном… сводятся к созданию общечеловеческого блага. Воображение рисует мне картины борьбы и гибель за идею или триумф поэта-певца общечеловеческой идеи».

11. «Я, когда вырасту… стану аэронавтом и, как в «Аэлите», полечу на какую-нибудь планету, чтобы помогать тамошним жителям в обустройстве бытия», –записал в своем дневнике 16-летний аноним из Старого Оскола.

12. Ленинградский семиклассник Темкин в сочинении на тему «Кем я хочу быть и почему» писал, что его захватила идея «межпланетных сообщений» и изобретения аппарата, который мог бы улететь за пределы Земли. «Я бы очень желал закончить десятилетку, пойти учиться в ЛГУ и стать научным работником в интересующей меня области».

13. Выпускник 25-й школы Москвы Леонид Винтер собирался стать физиком и мечтал о работе в научном коллективе, который будет «разрабатывать … ракетные двигатели...приспосабливая их ко всевозможным движущимся предметам: велосипед, коляска, автомобиль, лодки, сани, самолет… Дальше – больше: мы создаем межпланетные корабли. Сначала в них никто не летает, затем мыши, собаки – я!»

14. «Смерть – самый беспощадный, самый страшный враг!.. Вызвать ее на бой, победить ее! – вот это великое дело. Сегодня еще побеждает она, но настанет день, когда ум человека преодолеет и тебя» – этой сверхзадачей десятиклассница Ольга Трапезникова мотивировала намерение идти в медицину.

15. Лев Федотов – восемнадцатилетний учащийся 19-й московской школы хотел посвятить себя естественным наукам, высшее назначение которых он видел в овладении воскресительными технологиями.