Найти тему
Алеко Т

Национальная культура и транснациональное бескультурие.Или как Костик в Карабахе Пальмиру искал.

Хорошо, наверное, живут журналисты. Точнее те, кто таковыми себя считает.

Посидел пару часов, написал статью о..., ну скажем, об удобстве ловить на специальную мормышку, которая может использоваться и летом. Снес в журнал "Рыболов - спортсмен", получил гонорар, получил вознаграждение от заказчика и все, гуляй! Еще и на телевиденье позовут, если руководство тоже любит рыбу половить. А потом снова сесть и написать, к примеру, о вреде рыбной ловли. Сдал в редакцию какого - нибудь "Экологического вестника" и за гонораром. Сначала в бухгалтерию "Вестника", а потом к рыбозащитникам.

Потом тебя приглашают в "толстый" журнал, с репутацией. А там и гонорар и вознаграждение заказчика - в одном лице. Пиши - не хочу!

О чем это я? Да все о письмах, статьях. О новых, так сказать, информационных поводах. Статья Константина Михайлова "Культурный спецназ".

Константин Михайлов.Фото из открытых источников.
Константин Михайлов.Фото из открытых источников.

Как удивительно меняются люди под влиянием обстоятельств! Вот стал человек членом Совета при Президенте Российской Федерации и сразу изменился стиль изложения. Вся публикация буквально пронизана нежной любовью к руководству страны, которое автором еще совсем недавно критиковалось нещадно. Но о любви и критике чуть позже. Итак речь опять о требовании оградить памятники культуры от азербайджанских варваров. Автор может возразить (а может и не станет), дескать, я так не говорил. Ну да, в общем все было довольно деликатно, но по сути именно так это и называется. А иначе как оценить его безмерную радость от того, что в Кельбаджаре, на территории суверенного Азербайджана, в аккурат у монастыря стоит российский БТР. Или, как реагировать на вот такое заявление :

"... в ряде наших регионов вполне успешно реализовывались и реализуются ряд совместных с Европой проектов по восстановлению объектов культурного наследия.

Однако понятно, что в карабахском случае до этой идеальной картины — почти как до Луны."

Понятно? Так решил Михайлов, который, кстати при сегодняшней демонстрации абсолютной любви к руководству своей страны (помните?), настойчиво называет населенные пункты Азербайджана армянскими наименованиями, великодушно при это помещая в скобки азербайджанские. Нехорошо, Константин Петрович, ведь "старший" приказал считать их азербайджанскими. Так вот, решил Михайлов не отставать от Спивакова с Прилепиным и "за Пальмиру" поговорить. Для справки. Пальмира, так называли греки город Тадмор (город пальм) - один из богатейших городов поздней античности в оазисе Сирийской пустыни. Прекрасный город, имевший стратегически крайне выгодное расположение, захватывался, разрушался и восстанавливался ассирийцами, вавилонянами, римлянами и арабами. И так до тех пор, пока Пальмира не превратилась в небольшую деревню, окруженную развалинами величественных сооружений - образцов древнеримской архитектуры и признанных ЮНЕСКО памятниками Всемирного Наследия.

Сирия.Пальмира.Фото из открытых источников.
Сирия.Пальмира.Фото из открытых источников.

В 2015 - 16 годах в ходе гражданской войны в Сирии боевики ИГИЛ, радикальные исламисты практически уничтожили этот город - музей...

Весь мир был потрясён случившейся трагедией. «Разрушение Пальмиры – это немыслимое преступление против цивилизации.  Преступникам никогда не удастся стереть 4500 лет истории», - заявила тогда Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. И каждый готов подписаться под её словами. Наверное и Константин Петрович тоже. И очевидно посчитал, что это даёт ему право предостерегать человечество от нового вторжения варваров теперь из Азербайджана в "новую Пальмиру" - освобождённый Карабах. А по какому праву журналист, увлекающийся архитектурой сравнивает цивилизованную страну, полноправного члена международного сообщества и ее граждан с исламскими радикалами, религиозными фанатиками, объединенными в вооруженные формирования? Ну поразмышлял бы об этом с родными, у себя на кухне. Мог бы и трагизму немного добавить: протирая запотевшие от волнения и наворачивающихся слез стекла очков, заявить, что есть не будет, потому что не может, кусок в горло нейдет! Так нет, пожелал быть услышанным. А скажите, Константин Петрович, Ирина Бокова,которая находилась на посту Генерального Директора ЮНЕСКО два срока, достойный человек? Ей можно доверять? "Конечно" - скажете вы, я же готов подписаться под её словами".

А как, в таком случае сочетаются ваши предостережения с ее словами об Азербайджане: "У ЮНЕСКО прекрасные связи с Азербайджаном, и я не могу не выразить свое удовлетворение в связи с многочисленными проектами и мероприятиями, которые были реализованы совместно за последние годы. От имени ЮНЕСКО и от своего имени хотела бы отметить важную роль, которую играет Президент Азербайджана Ильхам Алиев в укреплении отношений между Азербайджаном и ЮНЕСКО." Или вот ещё:

"Азербайджан вносит важный вклад в межкультурный диалог, так как Президент Ильхам Алиев лично привержен укреплению и развитию межкультурного и межрелигиозного диалога в стране." Это её слова в рамках заявления об огромном значении созданного в 2008 году Бакинского Всемирного форума по межкультурному диалогу.

Ирина Бокова.Фото из открытых источников.
Ирина Бокова.Фото из открытых источников.

Слова человека, который достойно исполнял свои обязанности на посту Генерального Директора ЮНЕСКО в течении 8 лет. Вообще очень важно достойно исполнять свои обязанности. Вот к примеру "Архнадзор" - замечательная общественная организация, в создании которой Константин Михайлов принимал самое активное участие. Он теперь и вовсе в Совете при Президенте заседает. Цели замечательные у этого объединения: изучение и сохранение культурного наследия Москвы.

А средства: пикеты да собрания? А результаты: Резолюции да декларации? Вы же при Президенте теперь. Вся Россия надеется! Дел должно быть невпроворот! За последние 10 лет в Москве сотни зданий, представляющих историческую и культурную ценность да просто красивых и определявших особый облик города, либо снесены, либо пришли в абсолютно аварийное состояние. Больше четырех тысяч российских Храмов сегодня находятся в аварийном, либо руинированном состоянии.

Может вам прежде на родине порядок навести? Или (продолжая ту горестную картинку на кухне): "Какая там Родина? О человечестве думать надо!" О человечестве или о мормышках?

Мне ужасно неприятно самому и стыдно перед читателями, что я так много времени потратил на недостойного, в общем, человека, позиционирующего себя как представителя культурной и научной интеллигенции. Недостойным я называю исключительно в связи с тем, что он совершенно безосновательно приравнял целую страну, ее народ и руководство к банде оголтелых радикалов. Но дело в том, что эта публикация, равно как и обращение ряда деятелей культуры России в ЮНЕСКО - это ни что иное как прямая провокация. Точно такая же,как танцы пьяного Пашиняна в Шуше. Об этой выходке, о которой с болью говорил до начала горячей фазы конфликта Президент Алиев, вдруг после поражения, вспомнили все "объективные" журналисты и телеведущие.

Очередное коллективное прозрение, о котором гневно говорил великий Юрий Власов кажется на первом съезде народных депутатов СССР!

Юрий Власов на съезде народных депутатов СССР.Фото из открытых источников.
Юрий Власов на съезде народных депутатов СССР.Фото из открытых источников.

Но вспомнили для чего? Для того чтобы осудить и предостеречь? Осудить - да, но только за то, что вместо того чтобы танцевать лучше бы готовил армию и тогда бы отстоял древние армянские земли. А это не очередная провокация? Не лучше ли всем этим образованным людям сменить вектор в обсуждении проблем между Азербайджаном и Арменией? До каких пор будет подогреваться уверенность армянских националистов (не всего народа), что древность истории является абсолютном правом проживания на любой земле, в любой точке земного шара? А что тогда делать Китайцам, Грекам, Египтянам с их историей? До каких пор с подачи недобросовестных представителей культурной и научной интеллигенции будет продолжать муссироваться вопрос о границах некоего государства, которое когда - то существовало? И как в этом случае быть с испанцами, португальцами и австрийцами с венграми в придачу?

Сократ.Фото из открытых источников.
Сократ.Фото из открытых источников.

Живут же все в свое удовольствие. Развивают экономику, науку, культуру. А о древности и былом величии туристам рассказывают.

Вот Соединенные Штаты. Как у нас любят говорить : "наш Большой Театр старше Америки." Отлично! С чем нас всех и поздравляю. Только вот ребята за океаном от этого не унывают! И в конституции у них всего 7 статей.

Откуда это безумное стремление везде и во всем находить свои корни и всех обвинять в заимствовании. У всех и у всего армянские корни! А вот последние исследования генетиков показали,что до 50% населения земли

могут оказаться потомками Тэмуджи, больше известного как Чингисхан, создавшего, кстати говоря, крупнейшую империю в истории, если считать по территориям с общей границей.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Что теперь монголы должны претендовать на 50% земель и на 50% культурных ценностей человечества? Так не хотят они этого. А ведь могли бы, для примера, заявить, что второй концерт Рахманинова создан потомком монголов и требовать, чтобы весь мир это признал. Или все земли, которые освободили или заняли войска под командованием генералиссимуса Суворова - тоже потомка, теперь будут принадлежать им, как и русская военная история. Про Пушкина Александра Сергеевича чуть не забыл! Камерунцы, ваш выход! Смешно? Смешно. До определенного момента. Как только дело доходит до Армении - начинаются слёзы и стенания.

Или вот ещё. Оказалось, что Азербайджан, по утверждению армянских исследователей, вообще не имеет права на национальную культуру. И музыка не своя, и ковроткачества не существует. Поэты, например писали на фарси и по - турецки.

Как же так, пытаешься возразить, вот Низами Гянджеви! Он родился в Гяндже, а это Азербайджан (теперь многие об этом знают, поскольку именно этот город, находившийся в 200 км. от линии фронта, первым подвергся обстрелу баллистическими ракетами). Нет, отвечают тебе.В тот период Гянджа было под Сельджуками. Значит он - турок!

Бред какой-то! А вот русский писатель Набоков, (тоже кстати из потомков Чингисхана) который писал по - английски, жил в Америке, а похоронен вообще в Монтрё, он теперь американский или швейцарский? Или опять же Рахманинов (ну про потомка мы помним) - американский композитор?

А может пора бы остановиться? Пора бы пересмотреть систему ценностей и вместо мифологии начать опираться на реальную жизнь. Вы знаете, почему Византия, одна из величайших империй, просуществовала дольше всех? Просто у их правителей и народа было достаточно мудрости и мужества, чтобы в критические моменты истории полностью менять направление внешней политики и менять отношение к соседним государствам. Но, к сожалению, как сказал Черчилль : "Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо." Наверное это единственный раз,когда мне бы хотелось,чтобы этот великий британец оказался неправ.

Уинстон Черчилль.Фото из открытых источников.
Уинстон Черчилль.Фото из открытых источников.

Хотелось бы чтобы все извлекли уроки из совсем недавней истории.

Вот недавно сын великого Кара Караева, профессор Московской консерватории - Фарадж Караев, обратился к главному подписанту обращения деятелей Культуры в ЮНЕСКО и напомнил ему о том как в 2016 году в Пальмире маэстро Гергиев дирижировал оркестром Мариинского театра (Исполнялись произведения Баха, Щедрина и Прокофьева), после чего предложил ему выступить инициатором подобного концерта в Карабахе. Прекрасно! Достойнейшим стало бы вкладом в дело охраны памятников. Но... Думаю откажется. Наверное по семейным обстоятельствам. Да и член Совета по правам человека считает, что спецназ лучше справится с культурой.

Так, что, как там у Толстого? "Если люди злые объединяются, чтобы творить зло, тем более люди добрые должны объединяться для того чтобы творить добро".

Прав Лев Николаевич, должны люди добрые. Но пока туго. Семейные, знаете, обстоятельства. И БТР.