Несмотря на отрицательный отзывы о первых испытаниях "боевого ромбоида" весной 1915 года в идее машины с огромными траками были свои привлекательные стороны и проект получил свое продолжение, осенью 1915 года был построен уже натурный образец боевой машины Appareil Boirault №2.
Appareil Boirault №2/Аппарат Буаро №2/Инженерная машина Буаро
Второй проект
Страна: Франция
Производитель: -
Год производства: 1916
Боевая масса: 40 тонн
Экипаж: 4
Бронирование: 25 мм
Размеры: 6000-8000х3000х2000-3000 мм
Вооружение: 2х пулемета + 1 пушка (37-мм), на образце не устанавливалось.
Двигатель: 80 л.с.
Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже создавались "нормальные" танки. Предыдущая статья о начале проекта французской машины Буаро для прорыва линии обороны здесь: Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.
К осени 1915 года, несмотря на почти полгода испытаний новой техники и оценки различных проектов, французские военные так и не имели собственного понимания конструкции боевой машины, которая в ходе боев в 1916 году будет решать проблему прорыва подготовленной обороны. Опытный образец «Устройства Буаро» - Appareil Boirault, который проходил испытания весной 1915 года был отклонен, но не разобран. Несмотря на все минусы, машина задачу передвижения по полю боя могла решать. Военные вернулись к проекту и, что совершенно правильно, проверили предельные параметры машины. 13 ноября 1915 года были проведены добавочные испытания, в которых Appareil Boirault догрузили 9-ю тоннами балласта, который должен был имитировать броню и вооружение. Испытания подтвердили, что и с такой нагрузкой агрегат движется, только очень медленно, и по проволочным заграждениям, и через траншеи. Дополнительно на новых испытаниях была изменена система поворота, один большой домкрат заменили системой маленьких, но это так же было крайне неудачным решением. Тем не менее по итогам испытаний Луи Буаро взялся построить натурный уже бронированный образец своего "боевого ромбоида".
Машина Appareil Boirault №2 представляла собой совершенно самостоятельную конструкцию, которую с экспериментальным образцом 1915 года объединял только общий принцип одногусеничного движителя с гигантскими траками и общий принцип движения. Длина каждого "трака" была уменьшена, что привело к изменению формы гусеницы, которая стала больше похожа на эллипс, а не на комбинацию треугольников, которой в принципе являлась. Траки-рамы стали квадратными, но их конструкция была изменена, была добавлена мощная продольная балка, в усиливающие косынки выросли в размере и стали нести не только нагрузку, но и увеличивать площадь опоры. На внутренней поверхности рам, вдоль внешних балок, проходили рельсы. Бронекорпус с двигателем был существенно увеличен и уже кроме двигателя мог нести вооружение и экипаж. Система роликов была такой же как и у экспериментальной модели - задний и верхний ролики системой цепей приводились от двигателя. В итоге "траки" машины превратились в дополнительную защиту кабины и стали невосприимчивы к минам, пулям и осколкам. Разрушить мощную раму-трак можно было только прямым попаданием артиллерийского снаряда.
Главную проблему управляемости машины решили введением дополнительной возможности доворота одного трака относительного другого, что осуществлялось с использованием тех же гидравлических домкратов. Луис Буаре до того, как занялся строительством танков, был одним из лучших специалистов по проектированию железнодорожной техники, откуда он и заимствовал устройство сцепки рам гусеницы, подобное сцепкам вагонов и гидравлические домкраты. Хотя и недостаточная, но управляемость появилась, радиус поворота и составлял 100 м.
Для натурного образца Бауре построил уже нормальную броневую кабину из 24 мм стали. Двигатель был смещен в заднюю часть корпуса, вверху располагалась системе привода. Мощный корпус имел сложную форму, стремящуюся к пирамиде, и скошенные лобовые и кормовые листы. Наклонные листы использовались с целью обеспечения максимального внутреннего пространства, а не увеличения пулестойкости. Так же рассчитывалась и толщина брони, с точки зрения сопротивления материалов и механической надежности. Бронекорпус занимал все пространство, которое не задевалось мощными "траками". С боков было что-то схожее со спонсонами, как на британских "ромбах", возможно и вооружение планировалось установить так же, как и у английских танков. Учитывая конструкцию движителя в лобовой части установка оружия была невозможна.
17 августа 1916 года уже натурный образец боевой машины Буаро - Appareil Boirault №2 выехала на тот же полигон, на котором испытывался демонстратор технологий. Машина стала лучше, она была управляемой, хоть и не очень, бронированной, спокойно преодолевала траншеи и воронки до 2-х метров шириной и заграждения из колючей проволоки. за полтора часа было преодолено расстояние в 1,5 километра. Если бы это было поле боя, то за час была бы захвачена первая линия обороны, особенно учитывая то, что толстая броня была непробиваема стрелковым оружием, да и у артиллерии были бы проблемы с поражением цели. Сохранив достоинства, машина не оставила в прошлом и недостатки - скорость не превышала 2 км/час, масса в 40 тонн была чрезмерна для транспортных возможностей армии, да и ожидаемая стоимость была чрезмерной. В то время как в армию уже начали поступать Сен-Шамоны и Шнейдеры, готовился проект Рено FT-17, а англичане везли через море вооруженные баки, супертанк с одной гусеницей был уже совсем не актуален. Тем не менее, ряд генералов настаивали на сохранении и дальнейшем развитии проекта, так как, как машина для проделывания колонных путей Appareil Boirault №2 была непревзойденной. Натурный образец был частично доработан. Сбоку на рамы были добавлены "шипы" расширители для увеличения сцепления с грунтом и увеличения площади опоры.
После окончания войны Буаро подал заявку 1 апреля 1919 года во Франции на патент на «Appareil roulant pouvant etre employeecom pont car» (роликовый аппарат, который можно использовать как моторный мост) и 28 октября 1920 года получил его за номером FR513156. Патентная идея была вообще близка к безумной - вплоть до того, что мосты-транспортные системы должны были перемещать внутри себя целые вагоны и локомотивы, выгружаемые с кораблей, или становится самодвигающимися мостами. Его бы в Россию в начало 30-х да подать проект по освоению Сибири, цены бы не было:-))
Как это не удивительно, но общая идея заложенная Буаро была не сильно хуже "ромбических" британцев или немецких крепостей на гусеницах. Можно себе представить, как несколько неуязвимых машин проламывает оборону и останавливается над траншеями ведя кинжальный огонь. Начинаешь фантазировать и понимаешь, что и с такими машинами была бы проблема, как и машиной Лебеденко, их бы пришлось собирать прямо на передовой, способов доставить к линии фронта собственных ходом таких монстров не было. Тем не менее, задачу поставленную перед ним военными, Буаро решил, машина которая могла обеспечить проходы для пехоты на поле боя была построена и вполне успешно работала. И не его вина в том, что параллельно рождался другой более живучий млекопитающий хищник, по сравнению с его Диплодоком, как иногда называли машины Буаре, - просто танк.
Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже создавались "нормальные" танки. Следующая статья о проекте французской колесной машины для прорыва линии обороны здесь: Поиск выхода из тупика. Часть 6. Rouleau cuirassé Paul Frot. 1915. Колесный линкор.
Источники:
https://tanks-encyclopedia.com/ww1-france-the-boirault-machine
https://topwar.ru/104712-eksperimentalnaya-inzhenernaya-mashina-appareil-boirault-2-franciya.html