Найти тему
Василий Геронимус .

Детективные триллеры со смыслом. Часть II

Фильм «Бункер»

Год: 2011

Режиссёр: Андрес Байс

Страна: Колумбия, Испания

Рейтинг:

КиноПоиск 7. 212

IMDb 7.40

Фильм посвящён судьбе и любовным похождениям гениального дирижёра. Будучи в депрессивном состоянии он заливает тоску в кафе, где у него неожиданно завязывается роман с хорошенькой официанткой. Она проявляет к нему интерес, старается его морально поддержать и вскоре переезжает к нему домой на постоянное местожительства.

Однако в роскошной квартире дирижёра творятся некие неясные полукриминальные дела. Новая пассия дирижёра, чувствует, что в роскошном доме её что-то преследует.

сайт kinoafisha.info
сайт kinoafisha.info

Меж тем о дирижёре ходят скользкие слухи, им интересуются органы правопорядка… Не так давно из его дома таинственно исчезла предыдущая любовница, неизвестно, жива ли она, и скользкие подозрения неизбежно падают на дирижёра. Меж тем, его участие в преступлении и даже сам факт преступления не доказаны. Более того, со слов дирижёра известно, что бывшая пассия сама его покинула и скрылась в неизвестном направлении…

Не стоит портить зрителю удовольствие от просмотра, заранее пересказывая детективный сюжет и его многоразличные повороты. Хочется сказать одно: независимо от того, виноват ли выдающийся дирижёр юридически (убивал ли он кого-то), совершенно ясно, что ему присуще донжуанство, фривольное легкомыслие и тенденция разбрасываться своими многочисленными пассиями.

В фильме блистательно показано то, как творческий человек в силу своей космической масштабности как бы вбирает в себя и поглощает своим стихийным размахом различные женские судьбы. Гениальный дирижёр настолько многомерен как личность, что он как бы не умещается во взаимоотношения лишь с одной женщиной. Напротив, обе - и нынешняя пассия режиссёра, и неизвестная пропавшая - по-своему неотъемлемы от его личностного космоса. Одна - очаровательная плутовка, вышеупомянутая официантка, которая не прочь подцепить человека известного и состоятельного (её блистательно играет Мартина Гарсия). Иная - предыдущая любовница дирижёра (та самая, которая пропала и зрителю предстоит выяснить, куда она пропала). Первая подруга дирижёра в полной мере не наделена эротическим изяществом и кокетливым шармом второй, но зато одарена большим любящим сердцем. Эту первую любовницу музыканта играет в фильме Клара Лаго.

Благодаря своей фанатической увлечённости работой, дирижёр как бы не видит, что на огне его вдохновения сгорают и женские судьбы, к тому же из фильма становится понятно, что обе дамы - для дирижёра два крыла, лететь на одном крыле он не может. Но вот друг для друга прежняя и новая пассия дирижёра существа едва ли ни взаимоисключающие, трагически малосовместимые (по понятным причинам). Не с этими ли причинами связано почти мистическое исчезновение из жизни дирижёра первой пассии? Сколько продержится вторая? (Впрочем, не будем упреждать сюжет фильма). Кроме двоих упомянутых пассий вокруг дирижёра вьётся множество юбок. Это происходит не потому, чтобы дирижёр (его зовут Адриан) был таким уж плотоядным, однако он привык заигрывать с участницами оркестров, в которых он предводительствует как дирижёр.

Адриан порой и пытается упорядочить свою личную жизнь, но неукротимая творческая натура берёт своё.

сайт filmz.ru
сайт filmz.ru

Пора сказать и о самом дирижёре Адриане, которого потрясающе играет актёр Ким Гутьерес. В его игре тонко и убедительно явлено то, как его любовные увлечения являются частью его творчества и в высшем смысле являются невинными. В то же время в житейском смысле то, что он делает на личном фронте, неизбежно балансирует на грани криминала.

Может ли гениальный человек позволить себе долю фривольного легкомыслия, если оно творчески органично? Или поведение гениального дирижёра преступно? Этот неисчерпаемый этический вопрос и составляет смысл детективной ленты «Бункер».

Фильм «Основано на реальных событиях»

Год: 2017

Режиссёр: Роман Полански

Страна: Франция, Польша, Бельгия

Рейтинг:

КиноПоиск 5. 902

IMDb 5.70

Фильм снят режиссёром с мировым именем Романом Полански, и опубликованный здесь рейтинг фильма (как выяснится из дальнейшего) видится рецензенту несколько заниженным. Дополнительный шарм фильму придаёт его вполне реальная подоплёка, о которой открытым текстом заявлено в заглавии.

сайт film.ru
сайт film.ru

В фильме показаны скандальные обстоятельства жизни прославленной писательницы (её играет актриса Эммануэль Сенье). Литературную знаменитость постоянно окружают поклонники, журналисты, просто любопытствующие и т. д, и т. д. Поэтому не удивительно, что в жизнь писательницы искусно затесалась некая подруга (её играет Ева Грин). Новая знакомая душевно всё более сближается с писательницей, прочно входит в её жизнь, помогает писательнице в тех или иных вопросах, но со временем эта опека становится подозрительно навязчивой…

Косвенно об этом начинает догадываться и сама писательница (благодаря своей художественной интуиции и знанию людей). Писательница со временем начинает понимать, во что вляпалась. Она узнаёт, что подруга подчас берёт на себя её роль, подменяет её писательскую личность. Тем не менее, две закадычные подруги совершенно неразрывны. Навязчивая поклонница писательницы горячо заинтригована её творчеством, хочет проникнуть в тайну творчества, и поняв писательницу изнутри, умело ей управлять. В переносном смысле подруга писательницы стремится завладеть некими вожделенными сокровищами. Только эти сокровища сосредоточены в писательском сердце, писательский кошелёк изощрённую авантюристку по большому счёту не интересует. Она берёт выше. Однако и писательница, встретив заинтересованную читательницу, кровно нуждается в ней, поскольку угадывает в ней тот антропологический тип, который является потребителем книг писательницы. Что интересует читателей? Они сами. Они потому и расхватывают произведения литературной знаменитости, что узнают в этих произведениях себя. Поэтому разгадав душу своей жадной поклонницы и описав её, писательница способна подняться (и поднимается!) на новую творческую ступень и на новый виток успеха (что, впрочем, не всегда одно и то же).

Так две подруги и существуют во взаимной психической зависимости, доходящей до своего рода патологии. Они почти непрерывно общаются, пока их взаимодействие не заканчивается катастрофой.

Но результатом катастрофы становится новый бестселлер. Не окупает ли он страданий писательницы? А если так, не хочет ли она снова встретиться с подругой, которая снова потянет её к катастрофе? Финал фильма открытый - и трагический.

сайт kino-teatr.ru
сайт kino-teatr.ru

О да! романы великой писательницы рождаются из сокровенных тайн души, которые подчас становятся объектом если не прямого торга, то неких литературных борений. Но так уж ли интересна собственно интимно-психологическая сфера человека? Так уж ли интересны чужие скелеты в чужом шкафу? Так уж ли интересно то, что творится в дому у соседа? Порядок ли там? Едва ли всё это может так уж безусловно привлечь наше любопытство. И вопрос о том, «у кого чего болит» едва ли так уж занимает всех. А между тем, литературное творчество - будь то проза или стихи - всё-таки становится выхолощенным и риторическим, если оно не подпитывается чьими-то сердечными тайнами. И тогда они - тайны - становятся объектом некоторого неуместного торга или, во всяком случае, эстетического вожделения. Ведь для любого литературного творчества всё-таки нужен жизненный материал, и само слово «материал» свидетельствует о роковой двусмысленности взаимоотношении жизни и литературы.

Всё это ясно как дважды два и старо как мир. Не ясно иное. Где располагается то необъяснимо третье, что не есть просто наша сердечная боль и не есть просто словесность? Что позволяет писательнице преображать до неузнаваемости жизненный материал? Что делает его художественно ценным? Вот эти вопросы и ставятся в фильме.

Едва ли ни единственный возможный изъян фильма - это нехватка психической динамики на экране. Новая знакомая писательницы втирается к ней в доверие и овладевает её вниманием не поэтапно, как мы могли бы этого ожидать, а стремительно. С первых шагов она проявляет подозрительную настойчивость в дружбе, а писательница почему-то не настораживается. Однако если учесть, что и писательница заинтересована в дружбе с почитательницей своего таланта, если принять во внимание, что нуждается в диалоге не только читательница, то всё становится на свои места.

Фильм «Мы чудовища»

Год: 2015

Режиссёр: Себастьян Ко

Страна: Германия

Рейтинг:

IMDb 6.40

Он и она давно живут в разводе, но сохраняют по-человечески корректные отношения, тем более что им приходится «делить» и воспитывать дочку Сару. Она - проблемный подросток, и забота о ней по-своему объединяет её и его, которые вот уже много лет не живут вместе.

И вот внезапно исчезает подруга Сары - Чарли. Сара заявляет отцу о своей прямой причастности к произошедшему, говорит о том, что во время ссоры толкнула подругу, когда та стояла на краю высоко расположенного моста. В результате, - свидетельствует Сара, - Чарли упала с высоты в воду и утонула. Эта экстренная информация подтверждается розовым помпончиком и шарфиком Чарли, всплывшими на поверхности воды. (Отец девочки вынужден осмотреть место происшествия, услышав страшное заявление дочери).

kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

В фильме исподволь показано, что могло побудить Сару совершить такой страшный поступок. Чарли взрослая, самостоятельная, вызывающе кокетливая, немножко затмевает Сару, которая так не блещет, хотя и Сара не обделена красотой. Однако во взаимоотношениях подруг остаётся место зависти и конкуренции…

Да, дорогие читатели, в экранном времени интересна не сама констатация внешнего превосходства Чарли над Сарой, гораздо интереснее то, как разница в облике, мимике и поведении двух девочек показана визуально и сценически. (Так что рецензент заранее отводит обвинение в том, что де он заранее пересказывает фильм).

Разразившаяся катастрофа несколько парадоксально сближает родителей Сары, поскольку они вместе вынуждены как-то разруливать глубоко аномальную ситуацию. Дело осложняется тем, что у матери Сары уже есть сердечный друг, а у отца девочки уже есть сердечная подруга, причём уже разведённые он и она не скрывают друг от друга своих новых увлечений. Однако экстремальная ситуация всколыхнула в родителях Сары сердечную память о прошлом. Одно из возможных направлений кинематографического сюжета - воссоединение разведённых родителей Сары. Интересна не сама возможность разведённых людей вновь сойтись (прекратив свои параллельно развивающиеся романы), интересно то, как средствами кино показаны сложные сердечные борения, которые идут фактически в кругу четверых людей (как нетрудно посчитать). Понятно же, что любовница отца Сары и любовник её матери в свою очередь не дремлют и чего-то желают, хотя не узнают или не сразу узнают о чудовищном происшествии.

И всё же удаётся ли родителям Сарры восстановить семью? Сюжет фильма строится, по меньшей мере, сложно и этически двусмысленно. Он и она вместе совершают некое ужасное и бессмысленное преступление (не стану заранее излагать какое), оно имеет лишь косвенную и отдалённую связь с исчезновением Чарли. Может ли преступление, совершённое двоими, способствовать любви? Сам этот трагический вопрос заставляет замолкнуть.

Фильм сыгран и поставлен безупречно, однако вишенка на торте, высшее звено кинокартины - это, конечно, игра Мехди Неббу . В роли отца Сарры он просто неподражаем! Он убедительно изображает человека несколько опустившегося, едва ли ни беспринципного, но всё же сохранившего хоть какие-то светлые ориентиры - например, подсознательную надежду восстановить распавшуюся семью…

Этическая сторона фильма связана с судьбой трудного подростка, каковым является Сарра, а подростковые трудности Сары в свою очередь связаны с проблемами семьи как единого целого, распад которого - надёжный путь к катастрофе.

Фильм «Ложь»

Год: 2020

Режиссёр: Вина Суд

Страна: США

Рейтинг:

КиноПоиск 5. 821

IMDb 5. 80

Фильм «Ложь» по своей завязке отчётливо напоминает фильм «Мы чудовища». Поэтому нет смысла пересказывать то, что было изложено в анонсе «Чудовищ». Одна из девочек-подружек заявляет отцу, что убила другую девочку (и снова из чувства зависти, из соображений конкуренции).

Джоуи Кинг, сыгравшая главную роль в фильме "Ложь". Сайт yesofcorsa.com
Джоуи Кинг, сыгравшая главную роль в фильме "Ложь". Сайт yesofcorsa.com

«Ложь» могла бы быть названа ремейком фильма «Мы чудовища», если бы этические доминанты двух фильмов не разнились. Если в фильме «Мы чудовища» делается акцент на проблему распада и восстановления семьи, то в фильме «Ложь» подчёркивается этическая недопустимость сокрытия преступления - иначе говоря, лжи.

Подруга главной героини фильма бесследно исчезла в глухом безлюдном месте, и казалось бы, если никто ничего не видел, ничего и не произошло. Девочку с её отцом мог увидеть лишь водитель грузовика, проезжавшего по совершенно безлюдной трассе. Но залётный водитель - это совсем уж посторонний человек, которого вряд ли найдут и будут допрашивать, да и само присутствие девочки с отцом в территориальном соседстве с местом исчезновения другой девочки - в лучшем случае, косвенная улика. Ну, мало ли девочка с отцом проезжали мимо по шоссе, а про исчезнувшую знать не знают!

Меж тем, в фильме остроумно показано как в силу взаимосвязи явлений мира семью девочки, признавшейся родителям в страшном деянии, не оставляют в покое. Возникают, казалось бы, случайные и разрозненные данные, которые, тем не менее, мало-помалу выводят на семью, хранящую страшную тайну. Возникают скользкие улики, родители девочки попадаются на мелкой лжи, которая, тем не менее слишком далеко уводит…

Сюжет «Лжи» в итоге отличен от сюжета «Чудовищ». Действие фильма «Ложь» сосредоточено не вокруг взаимоотношений между членами семьи, а вокруг трагической дилеммы: идти в полицию с признанием вины или затаиться (если уж произошло непоправимое)? Преступление, о котором девочка говорит отцу, настолько тяжкое, что даже чистосердечное признание не может освободить семью от уголовного преследования. То, что родители несчастной девочки его не желают, понятно. Менее очевидно, то, что если бы родители девочки не пытались бы ничего скрыть, их участь была бы несоизмеримо более мягкой - об этом расскажет кинокартина, сюжет которой рецензент не станет заранее излагать, чтобы не испортить зрителю удовольствия от кинопросмотра.

Фильм безупречно снят - и в отношении операторской работы, и в отношении игры актёров. Приятного просмотра! Впрочем, фильм рекомендуется к просмотру лишь тем, у кого крепкие нервы.

Мирей Инос, сыгравшая мать главной героини. сайт almode.ru
Мирей Инос, сыгравшая мать главной героини. сайт almode.ru