Найти тему

СМК: Роль руководителя в развитии бизнеса

Оглавление
СМК: Роль руководителя в развитии бизнеса. Автор: Сергей Ю. Скворцов — Руководитель Единой службы стратегического развития ОП ИСО-Центр.
СМК: Роль руководителя в развитии бизнеса. Автор: Сергей Ю. Скворцов — Руководитель Единой службы стратегического развития ОП ИСО-Центр.

Фундаментом для постоянного развития и непрерывного повышения эффективности бизнеса являются 8 принципов всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management).

  1. Принцип ориентации на потребителя.
  2. Принцип лидерства руководства.
  3. Принцип вовлечения сотрудников.
  4. Принцип процессного подхода.
  5. Принцип системного подхода к менеджменту.
  6. Принцип постоянного улучшения.
  7. Принцип принятия решений, основанных на достоверной информации.
  8. Принцип взаимовыгодных отношений с поставщиками и партнерами.
Де-юре, сейчас принципов осталось семь. Из стандарта ISO 9001 исключено описание принципа системного подхода к менеджменту. Однако, де-факто, он никуда не делся, т.к. остальные принципы, в совокупности, и есть, суть от сути, системный подход к управлению.

Принцип лидерства руководства

Одним из основополагающих принципов является лидерство руководства. Данный принцип базируется на понимании руководителем единства целей и направлений развития на всех уровнях.

Однако, зачастую, именно руководитель и является основным тормозом на пути развития компании. «Нам не нужна разработка системы управления качеством, наша компания и без нее хорошо работает» или «Некогда этим заниматься: много работы» и т.п.

Как показывает практика, работа в подобных случаях заключается в «латании дыр», а не в принятии активных мер для того, чтобы они не образовывались, в чем и заключается основная роль системы управления качеством.

Нередко, именно руководитель, своими действиями или бездействием, препятствует развитию компании.
Нередко, именно руководитель, своими действиями или бездействием, препятствует развитию компании.

К сожалению, в российских компаниях, порой, все еще применяются устаревшие методы руководства. Проблема в том, что зачастую руководитель не осознает необходимости постижения новых технологий и методов управления.

Необходимо понять, что менеджмент — это технология, набор инструментов, которые необходимо осваивать постоянно, чтобы двигаться дальше.

Менеджмент качества является теми азами, которые каждый руководитель должен знать в совершенстве. Система менеджмента качества, разработанная в строгом соответствии с требованиями стандарта ISO 9001, дает возможность получения своевременной информации о реальном положении дел.

Такая информация, в первую очередь о несоответствии процессов, поступает сразу из нескольких источников, чем подтверждается ее достоверность.

Любая информация должна подтверждаться несколькими объективными источниками.
Любая информация должна подтверждаться несколькими объективными источниками.

Полученная информация передается руководителю для разработки своевременных корректирующих и предупреждающих мероприятий, необходимых для устранения несоответствий. Но нередко реакция руководства сводится к тому, что «работать надо, нет времени разбираться с бумагами!»

Вильям Эдвардс Деминг, разработавший всемирно известную программу, направленную на повышение качества труда и управления, утверждал:

Решение любой проблемы в 98% случаев приведет в кабинет руководителя.
При этом, если сам руководитель не заинтересован в эффективной работе системы управления качеством, количество системных сбоев тоже достигнет 98%.
Вильям Эдвардс Деминг
Вильям Эдвардс Деминг

Главное при разработке системы менеджмента качества — это не только правильность составления документации, но прежде всего готовность всего коллектива, и в первую очередь высшего руководства, работать по правилам, установленным стандартом ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001).

Система менеджмента, соответствующая требованиям данного стандарта, может быть эффективной только в том случае, если она вписывается в общую деятельность компании.

Только после этого возникает необходимость разработки наиболее рационального перечня документации и выделения ресурсов для повышения результативности системы управления качеством.

При этом руководитель, принимая всю ответственность на себя, отнюдь не должен сам тянуть весь «воз проблем». Он распределяет ответственность на руководителей служб и подразделений, делегируя им соответствующие полномочия.

Эффективное развитие бизнеса невозможно без полного понимания руководителем острой необходимости внедрения СМК и мотивации персонала на повышение культуры производства.

Вывод

Вывод прост и очевиден: руководитель только тогда является настоящим руководителем, если он сам постоянно развивается, постигает современные технологии управления и внедряет их в деятельность компании.

Для всего мира очевидна необходимость эффективного управления качеством на основе требований стандарта ISO 9001. Так почему же к этому простому выводу никак не придут многие владельцы и руководители российских компаний?!

Подписывайтесь на Стандарты & Менеджмент и читайте нас там, где вам удобно:
На Яндекс.Дзен
На Яндек.Кью
Вконтакте
В Телеграм

Приглашайте других, комментируйте, задавайте вопросы, делитесь материалами в социальных сетях. Это сделает наш труд еще более эффективным.