Теория поколений в последнее время довольно популярна. Отчасти, потому что позволяет понять, как #дети думают, какими ценностями руководствуются. И найти подход к их воспитанию.
Разберёмся, в чём суть теории.
Теория поколений: что это?
Теория поколений была описана в 1991 году Нилом Хау и Уильямом Штрауссом. Суть в том, что каждые 20-30 лет меняется мир. А вместе с миром меняются и люди.
Например, поколение X - люди, родившиеся в 1964-1984 годах, готовы к изменениям, стремятся учиться, надеются на себя. Индивидуалисты, признают равенство полов.
А поколение Y - люди, родившиеся в 1985-2003 годах (их ещё называют миллениалами), руководствуются гражданским долгом и моралью и, хотя ответственно подходят к работе, при этом довольно скептично относятся к патриотизму, корпоративной культуре - не хотят подчиняться и ждут быстрого вознаграждения за труд.
Понимая, как меняется поколение, можно понять, как его воспитывать. И хоть как-то сгладить #конфликт отцов и детей.
Сейчас грядёт поколение Z - детей, родившихся в 2004 - 2024 годах. Их рождение и детство пришлось на период кризисов, век высоких технологий, всемирной цифровизации и глобализации. Практически в каждой семье есть несколько телевизоров и компьютеров, а у каждого члена семьи - в том числе и у детей - по смартфону.
Современные дети могут не уметь ходить, читать и писать, но со смартфоном уже обращаются "на ты".
Чем примечательно поколение Z?
Технологии сделали информацию доступной. Очень доступной. Настолько, что создали информационную перегрузку. Излучение от смартфонов, TV, компьютеров перегружают зрительный нерв, а знания перегружают головной мозг.
Y-родители, которым не хватало общения с X-папами и X-мамами (все занимались выживанием, прохождением кризисов и на добрые отношения времени не хватало) окружают Z-деток доверием и безопасностью.
Да и детки - знают свои "права". Косо посмотришь - засудить могут (так что из мер воздействия на юные умы остались убеждение и запреты) - о ремне и думать не приходится.
Итак, какие же они, поколение Z (ещё их называют Хоумлендеры)?
- Многозадачны. Информационная перегрузка приводит к формированию клипового мышления - умению быстро переключаться между делами. Поэтому они могут одновременно делать домашнюю работу, смотреть Youtube, переписываться с друзьями и конструировать робота из Лего.
- Любят анонимное общение. Социальные сети позволяют взаимодействовать на расстоянии, не заботясь о том, кто их собеседник.
- Сниженная ответственность. Удалённость позволяет говорить всё, что угодно, не рискуя быть наказанным. Это приводит к тому, что и в жизни они могут дерзить и не следить за языком.
- Толерантны. Они "повидали мир" (по Интернету) и у них часто нет
предрассудковпринципов относительно цвета кожи, сексуальной ориентации, модных и пищевых предпочтений. - Не любят долго концентрироваться. Клиповое #мышление формирует переключаемость между задачами, но и мешают глубокомысленности. Они не хотят размышлять над проблемами, биться о противоречия, парадоксы, логические несоответствия. Поэтому мы рискуем столкнуться с высокотехнологичным, но легкомысленным поколением.
- Не любят читать и писать. Зачем, если можно смотреть, слушать и наговаривать на диктофон? И, казалось бы, письмо уходит в прошлое, как когда-то ушли в прошлое перья и клинопись. Однако, письмо - единственный (пока что) эффективный способ развития связанного мышления, тренировки двигательно-моторной координации с одновременным выстраиванием текста, ассоциативной деятельностью. Отсутствие письма может привести к упрощению мышления, неспособности выстраивать логическую цепочку мыслей.
- Хотят много зарабатывать (и легко). Поколение X росло в послевоенных условиях, часто - в дефиците. И потому стремилось к безопасности, стабильности. Поколение Y уже не испытывало такого дефицита, но многообразия продуктов и красивой жизни не видело. Поколение Z - видит красивую жизнь, получает немало благ.
Наблюдая за модными богатеями в Youtube юное создание делает вывод: много зарабатывать - хорошо. И деньги должны доставаться легко (ролики о том, что кто-то заработал состояние, работая сварщиком на заводе в Интернете не так распространены).
- Подвержены скуке и депрессии. Огромный поток информации, картинки с "глянцевой" жизнью, пресыщенность впечатлениями приводят к тому, что юным Z-кам либо не к чему стремиться (папа и мама дали всё), либо они понимают, что разрыв между желаниями и реальностью слишком велик. Это приводит к печалям. На первый план выступает поддержка семьи (или услуги психолога).
И как же их воспитывать?
1. Обучать детей с опорой на непроизвольное внимание
К сожалению, #Школа не всегда успевает за изменениями психики детей. Дети воспринимают информацию через яркую подачу, интересный материал, стимулирующие вопросы и дискуссии.
Им уже непросто учить предметы "потому что надо". Важно увеличивать долю интерактива, "переводить" информацию на их язык.
2. Не "впихивать" информацию, а формировать осознанность
Современные дети сами решают, кто для них авторитет. Если раньше для нас уже само слово "учитель" было овеяно ореолом мудрости, то сейчас уважение к педагогу формируется на основании его поведения.
Родителям в этом плане проще - определённая власть и уважение уже есть. Чтобы сохранить авторитет, важно узнавать точку зрения ребенка, признавать его право на своё мнение.
Причем, делать это важно в любом возрасте - и в 3 года, и в 8 и в 13.
3. Призывать ребенка к "принятию" школьной системы
По наблюдениям некоторых родителей, основные конфликты между детьми и взрослыми возникают из-за школы. Из-за несправедливости педагогов, бессмысленности (непонимания смысла) учёбы. У детей обострённое чувство правды - и любая оплошность учителя (даже случайная) приведёт к нежеланию учить его предмет.
Родителям важно, с одной стороны, объяснять ребенку особенности школьной системы (что учиться важно, слушать учителя важно, не мешать на уроке важно и т.д.), с другой стороны вставать на сторону ребенка, если учитель ведёт себя некорректно (и объяснять, что важно стараться получить хорошую оценку, но быть круглым отличником - не самое важное и не гарантирует #успех в будущем).
4. Ограничить Интернет, телефон и гаджеты
В каком количестве ребенку можно "зависать" в сети, компьютере? Здесь всё индивидуально. Оптимально - не больше 3-х часов в день (некоторые психологи советуют - не больше 1 часа) на развлечения.
Важно соблюдать принцип: делу время, отдыху время, потехе - час.
Старайтесь договориться с ребенком, что он может проводить время в цифровом мире, если:
- сделаны уроки и с учёбой (секциями) всё в порядке;
- ребенку достаточно отдыха - он высыпается, уравновешен и спокоен;
- ребенок вовремя ложится спать, нормально питается;
- ребенок положительно общается с семьей и друзьями, присутствует "живое" общение.
5. Отказаться от собственных амбиций
В наше время дети не нуждаются (или думают, что не нуждаются) в помощи родителей. Родители перестали быть источником знаний и опыта, оставшись источником денег и живых эмоций, спокойствия, уверенности и принятия (т.н. психотерапевтическая функция семьи).
Мы уже не можем посоветовать, как жить в мире - мир изменился и меняется всё быстрее и быстрее. Мы не можем загадывать даже на 5 лет вперёд - к тому моменту, когда Ваш ребенок получит высшее образование, его специальность может потерять актуальность.
Стабильности не существует - и если наше поколение ещё знает это слово и стремится к стабильности, то поколение Z растет гибким и адаптивным, готовым к изменениям.