Найти тему
Записки XXI века

Россию попросили сделать шаг назад на Донбассе

Андрей Богдан, известный как «серый кардинал Зеленского», не так давно призвал Владимира Путина «сделать шаг назад» и «переподписать» соглашения по Донбассу. По факту он указал на официальную позицию Украины, только Киев уже не просит, а требует простить прежние обязательства.

Андрей Богдан в первые месяцы новой власти Майдана то ли стал самым влиятельным чиновником после президента, то ли пытался им стать. Как бы там ни было, во внутриполитической борьбе он оказался слаб, а в рамках внешней еще и нажил влиятельных врагов вплоть до Дональда Трампа. По итогу, в офисе президента, который Богдан сам создал и возглавил, его достваточно быстро сократили. Теперь он существует только рассказами о внутренних делах Зеленского, как, например, в интервью Ксении Собчак.

Андрей Богдан, бывший глава офиса Президента
Андрей Богдан, бывший глава офиса Президента

В ходе интервью Богдан и выдал неожиданно откровенную реплику к Владимиру Путину. «Пожалуйста, Владимир Владимирович, сделайте шаг назад. Смотрите, с точки зрения всего мира, всего населения, всех людей – это будет поступок сильного. Это будет как раз победа», – сказал тогда Богдан, пояснив про новый «компромисс» вокруг Донбасса и «переподписание» Минских соглашений. Откровенность тут в эмоциональной нагрузке. Это просьба об очень серьезной уступке. Официальный Киев вместо этого обычно требует, уверяя, что ему все должны.

Не желая исполнять Минские соглашения, действующий офис Зеленского проталкивает собственный план урегулирования, в корне этим соглашениям противоречащий. Глава МИД ДНР Наталья Никонорова описала его так: «Нам предлагается разоружиться, подписать капитуляцию, сдаться, некоторым убежать, некоторым поселиться в лагерях... Много чего предлагается, но только не урегулировать конфликт».

Наталья Никонорова, глава МИД ДНР
Наталья Никонорова, глава МИД ДНР

Говоря о последних переговорах в «нормандском формате» на высшем уровне и об урегулировании ситуации на Донбассе, Богдан признался, имея в виду Владимира Путина: «Мне кажется, что мы его как-то жестко кинули: наобещали одно – не сделали ничего».

Получается, отставной высокопоставленный чиновник признал, что главный принцип внешней политики Украины – обман. Этот принцип прослеживается на протяжении всего периода украинской самостоятельной национальной истории. Взять те же Минские соглашения. Президент Петр Порошенко подписал их из-за поражений ВСУ и дефицита ресурсов, чтобы получить передышку. И тоже соврал – выполнять ключевые положения соглашений в Киеве не собирались.

Ожидаемо, в феврале 2015 года украинская сторона рассуждала о возможности передохнуть, после чего отказаться от обязательств, опираясь на поддержку Запада. Порошенко не учел, что в случае минского перемирия Запад представляли ведущие державы Евросоюза: Германия и Франция. Их отношение к европейским военным конфликтам, войнам у себя «под боком» не одномерно, но подчиняется общим принципам. Европейцы могут поддержать одну из воюющих сторон, имея целью завершение войны через победу этой страны, но они резко против любой разморозки конфликта.

Обсуждение будущих Минских соглашений
Обсуждение будущих Минских соглашений

Минские соглашения изначально выглядели неисполнимыми не толькодля Киева, но и для Донбасса. Только если они будут разорваны, в зоне конфликта война может начаться вновь. Поэтому на все последующее нытье Порошенко и Зеленского аннулировать условия мира, Европа отвечала одинаково: раз подписали – выполняйте.

У Путина причин на то, чтобы, по выражению Богдана, «сделать шаг назад» и простить Киеву его обещания, еще меньше. Позволить Киеву переписать Минские соглашения, значит аннулировать свои же прежние усилия и дипломатические победы. В принципе, для России нет ни одной причины делать поблажки. Слишком однозначна позиция Украины на сегодняшний момент – это враждебное к нам государство, где русофобия стала базовой идеологией. От таких государств мы можем ждать только проблем и диверсий вне зависимости от того, какая фамилия у президента –Порошенко или Зеленский.

Нынешний президент избирался на свой пост как готовый на компромиссы миротворец и защитник русскоязычных. Но в том, что касается языковой политики и урегулирования Донбасса, он прямо дублирует позицию националистов, а остальные вопросы для России второстепенны.

Избиратели этого Зеленскому не простили. Для них тоже не имеет значения, почему так получилось. Потому что прежде врал, как это на Украине принято, или потому что боится «бандеровцев», а это тоже типично украинская ситуация, когда несколько тысяч национал-радикалов держат в заложниках политику всей страны.

О «шаге назад» не может идти и речи еще и потому, что Киеву нельзя доверять. Пытаться обмануть – это пусть и редко срабатывающая, но единственная национальная стратегия для Украины. В таких условиях от руководства страны требовали и будут требовать четкого исполнения взятых на себя обязательств.

Выйти на реальное урегулирование конфликта можно, только заставив Киев исполнять зафиксированные в соглашениях обязательства. А Киев будет тянуть время до тех пор, пока это безболезненно. Следовательно, нужно заставить его платить.

Самое уязвимое место Украины - ее экономика, то есть проблемы должны быть экономическими, что достигается наложением санкций. Европа на это не пойдет,напротив, скорее продолжит давать Киеву кредиты. А это значит, что наложение санкций должна взять на себя Россия. Тем более, что решение конфликта в Донбассе нужно для прекращения санкций с ЕС.

Требования Минских соглашений действительно очень болезненны для Украины. И чтобы они были выполнены, альтернатива должна стать еще хуже. В конечном счете не мы должны сделать шаг назад, а Киев – шаг вперед.