Найти тему

Реки и мосты Гульшат Гайсиной

Сцена из спектакля. // Фото из архива НМТ РБ имени М. Карима и личного архива Гульшат Гайсиной.
Сцена из спектакля. // Фото из архива НМТ РБ имени М. Карима и личного архива Гульшат Гайсиной.

«Любовь — всегда любовь, вне зависимости от времени и места действия»

Известная актриса Национального молодежного театра РБ имени Мустая Карима, заслуженная артистка Республики Башкортостан Гульшат Гайсина подготовила шоу к 25-летию творческой деятельности, назвав его «Мосты».

К сожалению, масштабное мероприятие пришлось отложить в связи с известными обстоятельствами. В нашем разговоре с актрисой мы обсудили, что войдет в бенефис, какими сюрпризами будет обрадована публика и какие этапы творческой биографии можно назвать ключевыми.

— Задумка концерта состоит в том, что я буду петь дуэты с коллегами из других театров, играть отрывки из спектаклей. Так, из Татарского Академического театра имени Г. Камала приедут Ильдус Габдрахманов и его супруга Салима Аминева. В их театре, как и у нас, идет спектакль «Четыре жениха Диляфруз», и мы с Ильдусом будем играть фрагмент из него. Песню выбрали из их постановки — она динамичная, живая. Салима специально поставила нам танец. Также споем дуэт с давним другом и коллегой Азаматом Гафаровым из Башкирской драмы. Из татарского театра «Нур» тоже придут друзья — Рида Фахрисламова и Альберт Шарафутдинов.

Почетным гостем будет мой педагог по сценической речи Фирдат Галиев, который примет участие в общем замысле. Когда-то мы играли спектакль «Индийская насмешница», где Фирдат-агай играл моего папу, а я — Зайтуну (Зиту). С нами будет играть молодой актер Молодежного театра Салават Юлдашбаев. Вместе мы исполним отрывок из этого очень успешного спектакля.

Из Сибая приедет мой первый сценический партнер Альберт Салаватов. Мы с ним споем финальный дуэт из нашего спектакля «Кодаса». В концерте примут участие певцы башкирской эстрады Рафис Сирусин и Загир Исянчурин. И, конечно, коллеги из родного Молодежного театра. И как же без моей Студии детского мюзикла?! Дети готовят сюрприз вместе с педагогом, режиссером и хореографом Светланой Аюповой. Она придумала и саму концепцию, и название вечера. Думаю, должно получиться что-то интересное.

Гульшат — коренная уфимка. В Уфимский институт искусств поступила с первого раза в класс Габдуллы Гилязева. Курс набирался в расчете на то, что его выпускники пополнят труппу Сибайского башкирского государственного театра имени Арслана Мубарякова. На втором курсе произошло одно из поворотных событий, которыми в дальнейшем будет отличаться творческий путь Гайсиной: в Сибайском театре героиня вот-вот должна была уйти в декрет, так что для музыкального спектакля «Кодаса» композитора Загира Исмагилова по либретто Баязита Бикбая срочно нужна была молодая актриса, к тому же умеющая петь. Естественно, что работники театра обратились к своему курсу, на экзамен в институт приехали Рамиля Салимгареева и режиссер Дамир Галимов. Оказалось, что лучшей претенденткой на роль стала именно Гульшат. Впервые начинающая актриса ступила на большую сцену, где нужно было не только играть, но и петь, и танцевать.

Настоящий успех пришел к спектаклю «Кодаса» на фестивале «Театральная весна» в Салавате. После показа к актрисе подошел режиссер Азат Надыргулов и пригласил перейти в Молодежный театр, которым тогда руководил. «Честно говоря, я долго думала над этим предложением, — признается Гульшат. — Первой реакцией был отказ: я ведь получаю образование в расчете на Сибайский театр! Спустя два года я окончила четвертый курс, экзамены мы сдавали в Сибае. Я успела там сыграть еще одну роль, понимала, что они рассчитывали на меня, очень уважала ставший родным коллектив. В конце концов, не выдержала мама, резонно заметив, что так можно и вообще без работы остаться. В итоге пришла в Молодежный.

Актрисе сразу стали доверять неординарные роли. В спектакле по Туфану Миннуллину «Если за дело примется бес…» она сыграла дочь бесов, потом была Гульдар — девушка, влюбленная в своего учителя, в спектакле «Колокольчик»; Николь в прославленном «Полоумном Журдене» — и все в одном сезоне. Даже беременность не помешала молодой актрисе выходить на сцену вплоть до седьмого месяца. Но и после рождения дочери не пришлось долго сидеть в декрете: когда Элине было пять месяцев, Байрас Ибрагимов, художественный руководитель театра, задумал ставить «Похищение девушки» по Мустаю Кариму и планировал дать Гульшат роль Джамили. Вместе с мамой было решено, что та берет административный отпуск и сидит с ребенком, а дочь выходит на работу.

«Благодаря маме я могла и репетировать, и поехать в Казань на гастроли, — рассказывает артистка. — Когда Элина подросла, стала брать ее с собой в длительные поездки. Элина очень хорошо поет, но в певицы не пошла, а серьезно увлеклась французским. Сейчас учится в Университете Ниццы».

Гульшат отмечает, что в ее творческой биографии немало ролей по произведениям Мустая Карима. Это Агазия из «Не бросай огонь, Прометей!», Джамиля из «Похищения девушки», Оксана из «Радости нашего дома», Кальбинур из «Бати Ялалетдина», Младшая мать из «Долгого-долгого детства», Фариха в спектакле «Загир, Гульшат и ключи от Берлина».

— Поэтому в бенефисе хотим сделать блок, посвященный Мустаю Кариму, — объясняет актриса. — Сыграем отрывки, споем песни. У нас есть дуэт с Венером Камаловым на стихи Мустая Карима. Музыку написал Юлай Узянбаев, песня в переводе называется «Реки». С особой теплотой вспоминаю роль Эльфы из спектакля «Люстра», который поставил Азат Надыргулов по пьесе И. Зайниева. Это современная история двух одиноких людей, которые оказались соседями. И случайные обстоятельства их соединили. Как всегда, у Азата Ахмадулловича — открытый финал, все очень зыбко, никогда не ставим точку, потому что это жизнь, которая преподносит разные сюрпризы.

Также из любимых ролей — Ямиля из спектакля «Возлюбленнная моя» Туфана Миннуллина. Это очень романтичная история о мире, который невидим человеческому взору. Вообще, большое счастье играть героинь этого драматурга.

Помню, как мы впервые поехали в Казань на фестиваль драматургии Туфана Миннуллина. Тогда он еще был жив и пришел на наш спектакль. Поскольку это был его фестиваль, Туфан Абдуллович должен был только поприветствовать нас и идти на другой спектакль. Но почему-то досмотрел до конца и был в восторге, что нас очень порадовало. Мало того, остался на банкет после спектакля, так что его даже потеряла жена. Туфан Абдуллович — это легенда и гордость татарского народа. Он рассказывал нам интересные истории из своей жизни. И сказал: «Я очень люблю башкирский народ. У меня связано много воспоминаний с друзьями-башкирами. И я люблю башкирский театр! Потому что вы — лиричный народ».

В числе значимых ролей актрисы — Сильветта в «Романтиках» Эдмона Ростана, где текст приходилось осваивать в стихотворной форме. С удовольствием Гульшат вспоминает Клариче из «Слуги двух господ» Гольдони в постановке Азата Надыргулова. Одной из знаковых стала заглавная роль актрисы в спектакле «Гильмияза». Как и другие образы, Гульшат восприняла ее очень лично, переживая за героиню.

«Я стала чувствовать Гильмиязу как родного человека после того, как во время наших летних гастролей по Зауралью попросила остановиться в местах, где она жила. Гуляя там, я пыталась впитать в себя энергию, идущую от самой природы. Удивительно, но это очень помогло мне в работе».

Из последних по времени ролей можно отметить Асель из спектакля по произведению Чингиза Айтматова «Тополек мой в красной косынке». Режиссер – Рустем Хакимов.

— Было большим счастьем сыграть эту роль. Она еще свежая, я трепетно к ней отношусь, и была удивлена, когда судьба преподнесла такой подарок, — делится творческими переживаниями актриса. — Все мы знаем и любим произведения Чингиза Айтматова, они никого не могут оставить равнодушными. А «Тополек» — очень близкая мне история, несмотря на то, что действие происходит в Киргизии. Но на то и классика. В жизни мне довелось испытать такие же чувства, как и Асель. Я была так же безумно влюблена и просто растворилась в человеке, который меня потом предал. Было интересно вспомнить этот период, почувствовать глубину пережитого. Те эмоции, оказывается, никуда не делись, прекрасные, чистые, наивные и цельные чувства, которые были разрушены. Мне повезло, что все это нашло выход, произошедшее тогда уже не кажется столь печальным.

Что касается музыкальной карьеры Гульшат Гайсиной, то она началась со спектакля «Колокольчик». Венер Камалов, игравший в этой постановке учителя, предложил сделать вокальный дуэт, который получил большую известность и называется, в переводе на русский, «Луна моей души».

Но это еще не все ипостаси актрисы. Удачно складывается и ее кинокарьера. Первым фильмом стало «Седьмое лето Сюмбель» Булата Юсупова, где она играла деревенскую девушку Гульсарию. Тот же режиссер дал ей роль в фильме «Долгое-долгое детство». А потом был «Ловец ветра».

— Еще хочу вспомнить свою роль в новогоднем фильме, который снимал наш телеканал БСТ. Называлась картина «Йондоз». Там я играла девушку, которая попадает в сказку. Снимали мы осенью, поймали самую золотую ее пору. Из последних по времени работ — участие в молодежном сериале «Дерзай!» Там я сыграла необычную для себя роль преподавателя вокала в училище искусств. Такой образ мне еще не приходилось создавать: это необычная, себе на уме деловая женщина. В сериале есть детективный сюжет, и полфильма зритель не может понять, имеет ли отношение к криминалу моя героиня.

Недавно Айнур Аскаров, режиссер фильма «Из Уфы с любовью», пригласил Гульшат на роль мамы Якупа в новую картину «Таганок». Фильм закончен, но еще не вышел в прокат. Так что ждем премьеры!

Гульшат Гайсина.
Гульшат Гайсина.

Автор: Элла МОЛОЧКОВЕЦКАЯ