Каждому человеку хочется реализовать свой потенциал в жизни. Наверное, нет таких людей, кому бы этого не хотелось.
Наше восприятие реальности фильтруется нашими целями. Мы можем не замечать, как это происходит, но это постоянный процесс. Наш текущий опыт является суммой предыдущих целей. Наши убеждения, опыт коммуникации и социализации определяют то, что мы видим и что мы можем увидеть, в том числе и возможности, которые есть есть вокруг нас. Мы сильно привязаны к этому предыдущему опыту, и из-за этой привязки мы попадаем в ментальный цикл, поскольку видим, что наши действия подкрепляют наши убеждения, и наши убеждения материализуются – так называемое самосбывающееся пророчество.
Основная проблема в том, что, зацепившись за свой опыт, мы не видим огромного количества возможностей, перспективу развития, наше восприятие ограничено. Через раскрытие чувственного потенциала, установление контакта с реальностью как она есть, мы можем обойти свои убеждения.
Допустим, человек загорелся идеей. Он предпринимает важные шаги для ее осуществления, находит ресурсы, вкладывает в это время и энергию, безгранично верит в свою идею даже наперекор мнению остальных. Обычно мы считаем, что это хороший пример целеустремленности. Но здесь есть нюансы.
Во-первых, идея может быть не совсем реальная. Не опирающаяся на реальное поле, на потребности людей, и несвоевременная. Иногда мы верим в иллюзию, убеждаем в своей иллюзии других людей, и эти иллюзии потом губят нас. Зарабатывая на жизнь, мы часто теряем свое благополучие, отношения, психическое и физическое здоровье. Важно замечать, как среда реагирует на наши идеи, проекты.
Во-вторых, путь к реализации этой идеи может быть совершенно другим. Но человек не видит никаких других путей в силу привязанности к своему прошлому опыту и убеждениям.
Часто мы думаем, что не можем реализовываться в том, что любим, а должны заниматься чем-то другим. Но, как правило, мы можем действительно мощно проявить себя именно в том, что любим. Пусть даже сначала нам кажется, что этим невозможно заработать. Делать то, что хочешь и не делать то, чего не хочешь – это удивительная формула жизни, и она работает.
Начинать лучше всего с инвестиций внимания. Чему уделяешь внимание – туда и идет развитие. Важно не насиловать себя, не заставлять – если внимание через силу, развития точно не будет, а проблемы могут появиться.
Не нужно и излишне фиксироваться на идее. Чрезмерно возвеличивать ее, считать уникальной, сверхценной, а себя – самым умным и великим. Если мне что-то кажется суперзначимым и сверхценным, то это такое для меня лично, но это не значит, что я один за всю историю человечества способен на это. Наоборот, если я вижу, что в древности или в современном мире кому-то приходили в голову похожие идеи, то я понимаю, что иду верным путем, что это нужно исследовать, воплощать, здесь есть, что интегрировать.
Зависть
Иногда цель кажется нам недосягаемой. Но по мере личностного и профессионального роста, развития и накопления опыта мы выходим на определенный социальный уровень, получаем нужные инструменты, связи, стратегии и методы, и начинаем смотреть на цель не сверху вниз, а как на равную нам. Тогда может появиться еще одна проблема – зависть. Сама по себе она является естественным для человека переживанием, это не хорошо и не плохо. Но если мы не умеем быть в контакте с завистью и теми эмоциями, которыми она сопровождается, боимся ее – можно легко впасть в самоуничижение или обесценивание чужого труда, опыта, заслуг. И мы можем таким образом потерять способность учиться.
Чувства, связанные с развитием, зачастую негативные. Эти чувства указывают нам на внутренние конфликты, недоосознаные цели, страх встретиться с агрессивным сопротивлением среды, любой критической обратной связью, они говорят нам о несовпадении реальности с нашими ожиданиями.
Конкуренты
Одной из наших задач будет понять, что наши конкуренты – не враги нам, что мы делаем с ними одно дело, что цель одна, что мы движемся вместе, и нам есть чему научиться друг у друга. И если мы не будем друг с другом бороться, то не будем тратить силы и ресурсы на борьбу и сможем работать эффективнее, двигаться в одном потоке.
Если мы думаем, что у нас сверхценная идея и нет конкурентов – мы не чувствуем рынка, мы заблуждаемся. Иногда мы чувствуем потенциал идеи, и наоборот, кто-то может убедить нас, что это пустая затея. Но когда мы в контакте со средой, знаем потребности людей, когда мы хорошо чувствуем мир, а не находимся в фантазмах своей иллюзии, мы можем сохранить баланс и доверять себе в плане выбора идеи.
То есть нам нужно:
- понимать идею
- принимать, что другие люди тоже идут к реализации этой идеи
- активно воспринимать поле
- чувствовать боль потребителя.
Слышать клиента
Чтобы суметь понять боль потребителя, другого человека, нужно уметь понимать собственную боль. Когда мы можем работать с негативными чувствами и не убегаем от них, когда понимаем, что отрицательная обратная связь – это тоже обратная связь, и она важна не меньше, чем положительная, то мы чувствуем боль и корректируем наше движение в жизни, чтобы оно было естественным, тогда у нас возникает возможность почувствовать и услышать клиента.
На этом этапе начинается разработка продукта под требования клиента. И может возникнуть конфликт, что идея и продукт сильно различаются. Наша задача – двигаться к реализации проекта.
Отличие хорошего проекта от плохого в одном очень важном свойстве: наличие или отсутствие клиентов. Вам нужно знать, готовы люди платить за то, что вы делаете, или нет. Проект не пойдет, если он никому не нужен. Готовы люди уделять внимание вашему проекту и продукту?
Хороший проект возникает из желания делиться, из того вдохновения, которое появляется от теплой обратной связи от клиентов, от ощущения полезности того, что мы делаем. Этот поток усиливается, и в итоге мы можем его автоматизировать. Но все участники процесса должны находиться в контакте с потребителем. Объединившись с потребителем, научившись ему сопереживать, мы создаем такой продукт, который становится лидером на рынке.
Доход
Чтобы получать доход от своей деятельности, нужно принять и осознать, что наш труд стоит денег. Разрешить себе делать добавленную стоимость продукта. Если мы не можем себе позволить брать деньги за свой труд – это обесценивает нашу деятельность, наши усилия и время.
Есть разные способы оценки своего труда: кто-то оценивает по результатам, кто-то – по времени, потраченному на проект. Возможно, истина где-то посередине. Важно уметь оценивать и чужой труд, без этого мы не сможем оценить свой собственный труд, важно быть щедрым.
Деньги
Есть определенные процессы в мышлении, и есть чувства, которые их сопровождают. Мы создаем барьер между собой и деньгами, потому что само понятие денег, купли-продажи, ситуации, в которой мы называем цену, получаем деньги, несем ответственность за свой продукт, расстаемся с деньгами – сопровождаются негативными эмоциями, и мы начинаем избегать этих действий, потому что это естественно для нас: автоматически избегать ситуаций, процессов, в которых мы можем испытать сложные чувства.
Мы можем проигрывать внутри себя, в сознании эти конкретные ситуации, учиться любить свой продукт и свои усилия, получаемые деньги. Деньги – это не зло, это объект, который триггерит некие негативные переживания. Мы отделяем объект от переживаний, проживаем свои чувства, входя с ними в контакт и исследуя их, чувствуем энергию, сопровождающую все эти процессы. Здесь очень может помочь практика молчания. Очень помогают процессы Школы – потому что там мы используем социальный реактор, который помогает быстрее и эффективнее прорабатывать свои переживания.
Очень важный момент – честность, умение отвечать за свои слова, без этого хороший проект не построить.
Начало
Важно выделять время. Хоть сколько-нибудь времени для начала, чтобы хотя бы начать “лежать в сторону цели”. Малейшее действие лучше, чем бездействие. Хотя и точность, уместность и своевременность наших действий также очень важна.
Начинать нужно с себя, это наша точка отсчета. Идеи не во внешнем мире, они внутри нас. Если мы их ищем вовне – мы попадаем в зависимость от внешнего. Решение всегда внутри.
Но сама истина где-то посередине, она не здесь и не там, она рождается в коммуникации. Поэтому мы налаживаем контакт с собой и со своим восприятием, постепенно понимая, как устроен мир, приходя к эффективному взаимодействию с ним и получая лучшие результаты.
Уметь отпускать
Как только у меня открывается восприятие, как только у меня пропадает страстное желание попасть в свои ожидания, я перестаю цепляться за события, у меня появляются возможности, и я начинаю двигаться в сторону реализации.
В живых системах работает золотое правило саморегуляции: любое воздействие рождает противодействие, которое по силе превышает силу воздействия. Поэтому когда мы слишком упорствуем в чем-то, не прислушиваясь к реакции среды, мы встречаем большее сопротивление на своем пути.
Как в «Алисе в Стране чудес»: чтобы остаться на месте, нужно бежать. А чтобы бежать, нужно остановиться.
Поэтому важно быть в контакте с ощущениями. Не толкать свой продукт напролом, а создавать пространство, среду для его реализации.