Итак, действующий пока еще президент Соединенных Штатов начал наконец-то передачу власти команде Джо Байдена. Тем не менее, Дональд Трамп в части юридического сопровождения своих заявлений о фальсификациях выборов в США не сдается и продолжает требовать рассмотрения исков, аннулирования поданных «нелегально» голосов в целом ряде штатов и округах, а также рассмотрения более глубинных вопросов. Речь идет о кейсе компании Dominion, чье оборудование использовалось повсеместно (в первую очередь в штатах, контролируемых демократами) и вызвало огромные вопросы в части возможных нарушений, манипулирования уже введенными в систему голосами, а также невозможностью проконтролировать процедуру голосования с помощью независимого наблюдения. История с Dominion важна не только в контексте американских выборов – она крайне интересна с точки зрения того, насколько системы, подконтрольные частным интересам, вместо общегосударственных, способны служить корпоративным целям.
Прошедшие выборы в Соединенных Штатах вновь вскрыли тот факт, что никакого морального авторитета или лидерства в части электоральных технологий в этой стране нет и не предвидится. Избирательные системы, возможности подсчета и верификации результатов радикально разнятся от штата к штату. Демократический истеблишмент и мейнстримные медиа долгие годы пугали американцев пресловутыми «русскими хакерами», которые вот вот вмешаются и изменят результаты выборов в пользу «агента Дональда». Однако в реальности оказалось, что за Dominionстоят какие-то мутные типы из Венесуэлы, связанные с режимом Чавеса-Мадуро и не менее тесно – с демократами.
Мы на примере США видим насколько токсична модель при которой крупные технологические корпорации используют свои гигантские возможности для манипуляции массовым сознанием в огромном масштабе страны-мировой сверхдержавы. Встают прежде всего вопросы того, насколько наше общество готово воспринимать голосование с помощью электронных устройств в качестве легитимного и заслуживающего политического доверия. Стоит отметить, что в США речь шла именно об аналогах российских КОИБов, онлайн никто не голосовал. Тем не менее, если в случае с Россией вся система сверху донизу государственная, данные хранятся на государственных серверах и обрабатываются в рамках автоматизированной системы ГАС «Выборы», в США этим занимается компания с политическим аффилированием с демократами.
Про господство социальных сетей и их онлайн-цензуру можно даже и не говорить. Она тотальна и всеобъемлюща, цензурируются не только твиты государственных деятелей типа Трампа, но и сотни тысяч рядовых пользователей. Во многом это стало продуктом симбиоза крупных технологических корпораций и банд так называемых «воинов социальной справедливости» (SJW-warriors), которые продвигают ультра-левую повестку на всех платформах, стараются заглушить противоречащие им голоса и шельмовать, вплоть до запрета на карьеру и права на свободу слова. России, также как и другим странам, вне западно-атлантистского цивилизационного контура в общем-то тоже не стоит расслабляться. Важно понимать, что эта cancel culture или агрессивная «культура отмены» будет проникать и к нам. Вместе с попытками поставить под сомнение наши основополагающие ценности и морально этические векторы.