Двигаясь по стопам главного героя моего дебютного романа «Апокриф», я оказался на территории жемчужины Тверской области и Селигерского края - монастыря Нилова пустынь.
С этой обителью связано несколько в высшей степени увлекательных и загадочных историй. Начало одной из них выгравировано на двух мемориальных плитах исполненных на польском и русском языках. Русский текст гласит: «В этом монастыре с сентября 1939 г. по май 1940г. содержались в заключении сотрудники государственной полиции и полиции силезского воеводства пограничной и тюремной охраны, а также солдаты жандармерии корпуса пограничной охраны и других формирований войска польского. 6311человек из них были приговорены к смертной казни. Местом убийства был г. Калинин (Тверь). Затем летом1940 г. в Осташков привезли солдат войска польского из Литвы и Латвии, а в 1944-1945г. солдат армии Крайовой. Почтим память всех казненных и замученных поляков, содержащихся здесь в заключении. Соотечественники».
Натолкнувшись на эту мемориальную табличку в ходе подготовки романа, я не мог пропустить мимо своего внимания сообщение, в котором говорилось, что прокуратура Центрального района Твери предписала Тверской медицинской академии демонтировать памятную доску о расстреле в ее здании поляков. Да, да, тех самых, которые содержались в Ниловой пустыни. Прокуратура мотивировала свое решение тем, что не обнаружила доказательств того, что в этом здании проводились массовые расстрелы пленных поляков.
Узнав об этом сообщении, просталински настроенная часть нашего общества облегченно выдохнула: свершилось! я так и знал! ПРАВДА восторжествовала! Кто-то кинулся отплясывать камаринского. Кто-то, может быть, достал из холодильника початую бутылку водки, оставшуюся недопитой с 7 ноября, 22 апреля или 21 декабря. Ну, а кто-то потянулся к компьютеру, созывать единомышленников на виртуальный митинг.
И вот уже автор канала «Россия: история и современность» в статье «Расстрел поляков в 1940 году в здании Управления НКВД не производился…» с виртуальной трибуны заявляет: «В отношении же захоронения "Медное", что в Тверской области, из заявленных 6295 поляков, расстрелянных НКВД, только 16 (шестнадцать) тел вообще имеют отношение к полякам. Остальные эксгумированные тела - бойцы РККА умершие от ран. (О них, кстати, правозащитники молчат. Крепко так молчат)».
Собравшиеся на митинг солидарны с выступающим и сквозь бурные аплодисменты из виртуального пространства митинга долетают их преисполненные негодованием комментарии:
«Мемориал - говно, сваренное в ЦРУ. Гнать отовсюду пора...», «Никогда в это не верила, а правда всегда рано или поздно наружу выходит!», «Хорошая новость. Значит наступает в головах просветление.», «УРА! УРА!!! УРА!!!! СПРАВЕДЛИВОСТЬ ТОРЖЕСТВУЕТ».
Так что? И действительно торжествует?
Решайте сами.
Информация к размышлению.
Предписанная к сносу мемориальная доска была установлена в 1992 году. Ее текст гласил: «Памяти поляков из лагеря Осташков убитых НКВД в Калинине ради предостережения мира».
Поводом к установке доски стали материалы неоконченного к тому моменту производством уголовного дела №159 о расстреле польских военнопленных из Козельского, Осташковского и Старобельского спецлагерей НКВД в апреле – мае 1940 г.
В процессе расследования по этому делу под селом Медное проведены несколько эксгумаций.
Первая – в период с 15 по 29 августа 1991года.
Со стороны России ее протокол подписан четырьмя военными прокурорами управления по надзору главной военной прокуратуры в званиях от полковника до майора, начальником следственного отделения управления КГБ по Тверской области и следователем следственного отделения той же организации.
Из протокола (с его оригиналом можно ознакомиться на сайте «УБИТЬI В КАЛИНИНЕ, ЗАХОРОНЕНЬI В МЕДНОМ») видно, что с периодичностью от 3до10 минут комиссия извлекала из грунта вместе с останками: металлические пуговицы с изображением орла в короне, погоны полицейского образца, кокарды в виде польского орла, фрагменты форменной обуви полицейских, металлические окантовки козырьков, ремешки и иные фрагменты фуражек полицейского образца, фрагменты полицейских шинелей, кокарды с орлом для государственных служащих, отличительные знаки, вроде памятного знака пограничной охраны с белым орлом и надписью по-польски или знака полиции Шленского воеводства, карманный молитвенник на польском языке, деревянная коробочка с надписью по-польски «Осташков-Селигер», бумажник округлой формы на тесемках, дающий возможность его скрытно подвешивать под рукой, в котором найдено удостоверение личности участкового полиции Шленского воеводства, фрагменты документов с сохранившимся на них текстом на польском языке, металлическая пряжка с надписью «wolhegra», фаянсовая кружка с надписью на польском языке «Каждый дом ежедневно пьет кофе фирмы Бом», изображение на меди божьей матери с ребенком в восьмиугольной деревянной рамке с надписью на польском языке: матерь Божия Ченстоховская (Главная святыня Польши. Википедия.), овальный медальон с изображением все той же Ченстоховской Божьей матери, фрагменты писем, все, без исключения, исполненные на польском языке, войсковой польский комплект из ложки, вилки и ножа, жестяная коробочка для табака с надписью на польском языке. Все они, как видите, напрямую и недвусмысленно указывают на польскую принадлежность извлекаемых из раскопа останков.
Обнаруженные в ходе эксгумации фрагменты именных документов: командировочного предписания, формуляра-свидетельства о рождении и крещении, удостоверения личности, справки о посещении школы, почтовых открыток с именем адресата, именного удостоверение к государственному спортивному знаку, почтового конверта с адресами получателя и отправителя, подписанного фото, свидетельства о браке, войсковой книжки, удостоверения на стрелецкий знак, именной обложки лотерейной таблицы, карты об увольнении, свидетельства на крест и медаль независимости позволили комиссии установить личности 16 погибших поляков.
Проверкой установлено, что все 16 числятся в списках военнопленных Осташковского лагеря.
На третий день эксгумации ведущий протокол, очевидно уставший от перечисления извлекаемых однообразных артефактов, стал прибегать к обобщениям. В протоколе появились фразы, вроде «большое количество фрагментов одежды польских полицейских», «множество пуговиц от мундиров полицейского образца», «очередной слой человеческих останков вперемешку с одеждой польского образца», «в течение всего дня рядом с черепами находилось большое количество человеческих костей, предметов обмундирования польских полицейских и пограничников, обувь и другие вещи…».
Помимо выемки человеческих останков и сохранившихся материальных предметов из первого раскопа, комиссия, судя по протоколу эксгумации, предприняла попытку обнаружить другие места массовых захоронений, делая раскопы толи наугад, толи по какой-то не отраженной в документе методике.
Еще в 29 местах экскаватор вскрывал грунт либо до глубины 2,5 метра, либо до момента обнаружения признаков наличия захоронения.
В 6-ти случаях комиссия обнаруживала захоронения.
Раскоп 2.
На глубине 2,1 м. найдены фрагменты человеческих костей, части обмундирования польских полицейских, пуговицы с орлом и короной. По согласованию со специалистами дальнейшая раскопка прекращена.
Раскоп 5.
На глубине 1,8 м. найдены остатки польского обмундирования полицейских темно-синего цвета, 7 сапог, 4 металлические, подверженные коррозии пуговицы с орлом и короной, человеческие кости. На глубине 2 м. по согласованию со специалистами дальнейшие работы прекращены.
Раскоп 10.
На глубине 1,7 м. найдены: деревянная табакерка, фрагмент мундира польского полицейского, пуговицы металлические с орлом в короне, человеческие кости, фрагмент сапога. По согласованию со специалистами дальнейшие работы прекращены.
Раскоп 12.
На глубине 1,6 м. найдены два целых черепа, 1 фрагмент черепа, человеческие кости, фрагменты обмундирования полицейских, обувь, пуговицы металлические с изображением орла в короне, еще один череп, металлическая цепочка с медальоном.
Раскопы 29 и 30 проведены более основательно. Картина такая же, как и при эксгумации тел из первого раскопа.
После эксгумации пятеро судебно-медицинских экспертов, предупрежденные об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения исследовали останки.
Комиссия экспертов обнаружила, что «в 169 черепах из 226 обнаружены огнестрельные ранения. Большая их часть имела по одному такому ранению. В 11 черепах установлены признаки двух ранений, в одном – трех. Подавляющее большинство входных пулевых повреждений локализовалось в области чешуи затылочной кости, а выходных – в чешуе лобной кости.
Значительное число черепов имели большие дефекты в области лицевого скелета, что позволяет предположить локализацию выходных повреждений в области лица. Единичные ранения имели другое направление раневого канала, входные пулевые ранения были в других областях, например, на нижней челюсти, в чешуе лобной кости, теменной кости, височной.
В пяти случаях эксперты обнаружили дефекты шейных позвонков.
Отвечая на поставленные следователем вопросы, эксперты пришли к следующим выводам.
1. Останки, извлеченные из захоронения, принадлежат не менее чем 243 трупам людей.
2. На исследуемых костях (черепах) обнаружены многочисленные пулевые повреждения. Размеры подавляющего большинства дефектов в области входных пулевых повреждений (в пределах от 7 до 8 мм.), обнаружение в случаях слепых ранений в полости черепа пуль калибра 7,65 мм. свидетельствуют о том, что эти повреждения причинялись выстрелами из огнестрельного оружия калибра 7,65 мм.. Таким оружием мог быть и пистолет системы «Вальтер». Анатомическая локализация входных пулевых повреждений говорит о том, что подавляющее большинство ранений причинялось выстрелами в затылок и верхний отдел шеи.
3. Наличие огнестрельных повреждений на многих черепах позволяет предположить, что причиной смерти значительного числа людей (не менее 169) были огнестрельные повреждения головы и шеи.
Вторая эксгумация в Медном проводилась в 1994 году (6-22 сентября) - В основном - зондирование. 246 зондирований, в 98 случаях попали на захоронения, сделано 18 зондажных раскопок. Локализовано 17 могил. Не обнаружено никаких захоронений, кроме польских.
Была и третья - в 1995 году (7 июня - 31 августа).
Всего локализованы 23 могилы.
Эксгумированы останки не менее 2115 человек. Идентифицировано 28 останков.
Все упомянутые массовые захоронения - польские.
В общей сложности эксгумировано не менее 2358 останков. Идентифицировано 44 останков.
Все обнаруженные в ходе эксгумаций предметы либо указывают на их польское происхождение (погоны, форменные пуговицы, металлические окантовки козырьков фуражек и т.д.), либо в этом смысле неинформативны (расчески, табакерки, пузырьки и пр.). Ничто не дает основания не только утверждать, но даже и предположить, что эксгумированные братские могилы являлись местом захоронения раненых бойцов Красной Армии.
Где автор статьи увидел среди эксгумированных «бойцов РККА, умерших от ран, о которых, по его словам, «молчат, крепко так молчат»» те, кого он саркастически называет «правозащитниками» догадайтесь сами.
Людям свойственно верить тем доказательствам и в ту аргументацию, которые укладываются в уже давно сформировавшееся и надежно укрепившееся в мозгу собственное «непредвзятое» мнение.
Не изменит их мнения и эта статья, потому что между правдой и верой в моральную чистоту нашего общего Советского прошлого они выбирают веру.
В ходе эксгумации останков расстрелянных поляков из братских могил близ Твери кроме артефактов, перечисленных выше, из земли были извлечены еще несколько любопытных предметов.
Ну, во-первых: жестяная коробочка для табака с надписью на польском языке «Польская табачная монополия». Ее необычность заключается в том, что надпись «Польская табачная монополия» исчезла при попадании на нее солнечного света. В тоже время на внутренней стороне коробочки появилось другая надпись и изображение капитана с трубкой.
Такой предмет любопытен и для настоящего времени. А уж для 40 года прошлого столетия – просто чудо какое-то.
Во-вторых: металлическая, круглой формы коробочка с находящимся внутри презервативом.
Неожиданно. Не правда ли?
И в-третьих: несколько золотых обручальных колец, несколько золотых монет царской чеканки, достоинством 5 рублей, с изображением Николая II, янтарный портсигар, золотой зажим от пенсне, карманные золотые часы и большое количество челюстей с коронками «желтого цвета, похожего на золото».
Причем золотые коронки обнаруживались чуть ли не в каждом втором, извлекаемом из раскопа черепе. В общей сложности их обнаружено куда как более сотни.
И это – материальные ценности, извлеченные из первого раскопа, из которого, я напомню, эксгумированы останки 243 человек. А также учитывайте то, что среди расстрелянных поляков было большое число людей довольно молодых и по возрасту не прибегавших еще к услугам дантиста.
Во, как!
Это дает основание, во-первых: сделать заключение, что останки не принадлежат Советским гражданам. Ну, потому что наше население в середине прошлого века не было столь состоятельно, чтобы иметь по три – пять, а то и восемь золотых коронок.
Во-вторых: Как ни парадоксально, но это характеризует членов расстрельной команды как людей, не склонных к стяжательству.
Отметьте для себя это обстоятельство до того момента, когда я стану рассказывать вам о судьбе главных персонажей этой бригады «стахановцев». Это интересное повествование не ускользнет от вас, если вы не забудете подписаться на канал.
Другие статьи этого цикла.
1. «Памятную доску о расстреле органами НКВД польских военнопленных снесли. На очереди мемориал на месте захоронения?»
2. «Рокировка. Памятную доску о расстреле органами НКВД поляков демонтировать – Сталину установить».
4. "Было принято решение сами захоронения залить раствором щелочи, которая сжигает и костные останки, и материю, и металл"
5. "Кто, как не враг мог это сделать?"
6. «Все мною сказанное — правда, ответственность за клевету мне понятна, я сказал всю правду».
8. «Является ли антироссийской подлостью «Антироссийская подлость» Мухина?»
9. «Историческая правда о Катыни побеждает?»
10. «Катынский казус Нюрнбергского трибунала».
12. «Самый сложный вопрос Катынского преступления. Мотив. Месть»
13. «Самый сложный вопрос Катынского преступления. Мотив. Версия историка Лебедевой»
14. «Самый сложный вопрос Катынского преступления. Рассказ экс-генерала МГБ»
Вам может быть интересна статья об одном из фигурантов расстрела польских военнопленных в Калинине.
«Семь орденов палача, расстрелявшего 20 тысяч человек»
Подписавшись на мой канал, Вы не пропустите ни их, ни другие уже готовые к публикации интереснейшие истории.
Не забудьте поставить "лайк". Он увеличит количество показов статьи в ленте и даст возможность бо́льшему количеству людей узнать правду.
А о том, что привело героя моего романа «Апокриф» в Нилову пустынь, и почему он оказался в эпицентре непримиримой схватки двух мощнейших мировых спецслужб, вы сможете узнать перейдя по ссылке: https://www.cibum.ru/book/show/2416872