Найти в Дзене
Виктор Никитин

"Белый альбом" Битлз - рейтинг песен

Очень интересная подача материала попалась мне совсем недавно в одном из журналов. Идея не моя. Она заключается в оценке музыкального альбома по рейтингу песен - от худшей к лучшей. Сразу хочу оговориться, что это не мой рейтинг. Данная статья была опубликована корреспондентом Jack Whatley в британском журнале ХХХ 22 ноября. Уверен, что многие с ним не согласятся, как, собственно, и я. Свои комментарии я буду давать по ходу дела, если они появятся у меня. И вам тоже предлагаю писать свои комментарии после статьи и ставить лайки и подписываться на мой канал.

======================================================

Битлз
Битлз

"То, что мы стараемся делать, это рок-н-ролл. В нем мало философии, это как мы сами себе это представляем. Но мы продолжаем играть рок, потому что считаем себя рокерами"- Джон Леннон сказал в 1968 году во время записи The White Album. Альбом буквально напичкан песнями в истинно рок-н-ролльном стиле. Здесь мало психоделики, как было в Sgt.Pepper's или Magical Tour, когда музыканты пытались найти духовный баланс в предгорьях Северной Индии. Но и в этом альбоме добрая половина песен написана в Индии. Вне всякого сомнения группа возвращалась к своим корням от концептуального Сержанта, и все 30 песен это показывают.

Битлз
Битлз

Двойной альбом дает больше возможности и больше места для опубликования своих собственных произведений другим участникам группы, не только Леннону и Маккартни. Это только внесло разнообразие в звучание песен, привнесло варианты разных стилей. Альбом полон великих хитов таких как ‘Back in the U.S.S.R.’, ‘Yer Blues’ и ‘Helter Skelter’. Он сбалансирован такими странными на первый взгляд песнями как ‘Savoy Truffle’, ‘Dear Prudence’ и бесчисленными другими шедеврами, что добавляет целостность всему альбому. И среди всего этого изобилия Битлз еще раз доказали, что они вне всяких сомнений стоят на вершине музыкального мира. И это в тот период развития группы, когда каждый из участников тянул одеяло на себя, и многие записи делались в отсутствие всех участников группы в студии одновременно. Может быть поэтому они отказались от совместного участия при сведении записей всех 30 песен. Каждый выбирал для себя наиболее важные песни, когда приходил в студию. Может быть поэтому, несмотря на всю целостность альбома, не покидает мнение о неравномерном размещении песен на альбоме.

Обложка альбома
Обложка альбома

Итак вот как разместили песни по ранжиру англичане. От худшего к лучшему.
30. ‘Good Night’

Это, конечно, же шутка, что нам удалось найти "самую плохую песню" Битлз. На наш взгляд она выпадает из всего списка песен и музыкально и смыслово. На одинарный альбом она вряд ли бы попала. Песня завершает альбом - она должна быть настолько запоминающейся, чтобы слушатель захотел прослушать альбом еще раз. Возможно это выбор Джорджа Мартина, который вставил симфоническую оркестровку в эту песню, пытаясь сделать из нее помпезный финал. Кто знает. Но эксперимент завершился неудачей. Для песни. То, что должно завершать монументальный альбом, оказалось у нас на последнем месте.

29. ‘Wild Honey Pie’

Самая короткая песня Битлз. Что она делает на рок-н-ролльном альбоме? Мешанина из искаженных звуков. Она конечно, добавляет в альбом немного цвета, Но тем не менее в сравнении с другими песнями, она выпадет из общей темы. Очень похоже на холостой выстрел.
28. ‘Revolution 9’

Ментальный заскок Джона Леннона. Его внутреннее воображение. Его навязчивое восприятие числа 9. Какофония звуков, смешанная со звуками города, текстами радио передач. Ничто в данном случае не имеет никакого значения и смысла. если вы ищете в музыке Битлз что-то странное и непонятное, то вы это нашли.
27. ‘Don’t Pass Me By’

Песни Ринго Старра всегда обращают на себя внимание. Эта песня его классическое произведение. Песня, под которую приятно отбивать такт , хлопая себя по ляжкам. Эта песня ничего из себя не представляет, кроме того, что заполняет квоту песен Ринго на альбоме.
26. ‘Why Don’t We Do It In The Road’

Джон Леннон назвал эту песню лучше песней Пола. Она немного глуповата по сравнению с другими песнями на альбоме. "Это сам Пол" - признавался позже Леннон. “Он даже ее сам полностью записал в отдельной комнате. Вот как это было: мы пришли, а он уже все сделал и записал. Сам на барабанах, сам играл на пиано, сам спел. Может ему надо было отдохнуть от Битлз?,,,Я не знаю, что это было, честно. Но мне понравилось. Пол частенько в то время поступал именно так, не советуясь ни с кем."

25. ‘Revolution 1’

Одна из самых политизированных песен Леннона на альбоме. "Мы дважды ее записали - вспоминает Леннон - “Наши отношения внутри были очень напряженными. Я сделал замедленную версию песни и хотел, чтобы мы выпустили ее как сингл. как бы обозначить позицию Битлз по этому вопросу Вьетнама. Но мы решили, что песня слишком медленная для сингла. Но мы же Битлз и мы можем себе позволить даже медленную версию для сингла. Пусть это будет золотой диск или деревянный".

24. ‘Honey Pie’

“Это еще одна моя фантазия,” вспоминает Пол Маккартни в 1994 году об этой песне. " Леннон был совсем другого мнения о ней и выступал против включения ее в альбом. "Мне нравился такой старомодный стиль подачи текста. - продолжал Пол “немного измененный, слащавый голос. Песня о вымышленной женщине, которая плывет через океан и ее звали Honey Pie.”
23. ‘The Continuing Story of Bungalow Bill’

Эта песня может быть одной из самых глупых на альбоме. Но у нее была самая, что ни на есть серьезная цель на этом альбоме. Леннон, во время их посещения предгорий в Индии, вдруг неожиданно для себя обнаружил, что один богатый американец приехал к Махариши в ашрам не только для того, чтобы заниматься духовной практикой . Как Леннон потом корректно выразился:" Американец приехал не только для того, чтобы позаниматься с Махариши , но и пристрелить парочку несчастных тигров в перерывах между занятиями. И потом вернуться к общению с богом". Песня в стиле детских считалок.

22. ‘Rocky Raccoon’

Песня стилизована слегка под кантри. В ней чувствуется американская направленность. Написана Ленноном и Маккартни совместно с шотландским фолк-певцом Донованом, когда они были в Индии. Записана за один дубль как джэм-сессия. Леннон сказал, что он сильно сократил текст. Но песня явно выпадает из общей канвы альбома, контрастируя с другими песнями.
21. ‘Everybody’s Got Something to Hide Except Me and My Monkey’

“Это все что я мог написать - прекрасная строчка, которая стала основой песни обо мне и Йоко,” вспоминает Джон. "Это песня о самом главном , что есть на земле - о любви. Мы были влюблены, и все что я хотел выразить. я выразил в этой песне".
20. ‘Cry Baby Cry’

Джон был мастером извлекать песни или название песен из повседневной жизни. “Эта песня тоже ... родилась по-моему из рекламы.. несколько слов, вроде как так ‘Cry baby cry, make your mother BUY.’(плачь, дитятко , плачь, пусть твоя мама тебе купит...). Я это сыграл на пианино раз-два -три... отложил на время. Но эта фраза меня не отпускала.”
19. ‘Martha My Dear’

Песня всеми считается худшей на альбоме. В ней поется о бедной собачке с фермы Пола, которая следит за пасущимися овечками. Типа бабушкина песня, которую она поет наблюдая за стадом своих овечек и своей собачкой.
18. ‘Birthday’

Иногда ты видишь что-то по ТВ и сразу рождается песня. Так появилась и эта песня. В считанные минуты. “Мы хотели это сделать быстро, просто и без всяких заморочек. Так оно и получилось. - вспоминает Маккартни.“ "Мы не вкладывали никакого смысла. Все было очень просто. Набор слов. Придумали все на ходу. Может быть поэтому она одна из моих самых любимых. Под нее хорошо танцуется".
17. ‘Long Long Long’

К моменту начала работы над The White Album, Харрисон все чаще принимал участие в написании песен Битлз. Вот и эта одна из его первых, но нельзя сказать, что одна из лучших.

16. ‘I’m So Tired’

“‘I’m So Tired’ это тоже обо мне, в Индии снова,” вспоминает Джон в 1980 году. “Я не мог уснуть, Весь день я медитировал, а ночью не мог уснуть. Вот обо этом и песня. Очень люблю эту песню. Звук на ней хорош, и пою я тоже хорошо. ” Песня теплая по звуку, и успокаивающая в равной степени. Пол сказал:" Не трудно догадаться, кто ее написал. Это 100% Джон"
15. ‘Ob-La-Di, Ob-La-Da’

Если подвести итог, что значит Пол Маккартни в песнях Битлз - то это как раз вот эта песня. "Парень, который был завсегдатаем всяческих диско-клубов часто говорит ‘Ob-la-di, ob-la-da, life goes on,'” раскрывает тайну песни Пол Маккартни. “Я услышал это от парня с Ямайки. Он даже обиделся, что я его фразу использовал, и ничего ему не заплатил."
14. ‘Mother Nature’s Son’

Еще одна песня , написанная в Индии. Идея песни была взята прямо из воздуха ашрама, из текста с урока Махариши. “Мне достался кусок текста ‘I’m Just A Child Of Nature,’ (Я поросто дитя природы), я позже вставил его в песню ‘Jealous Guy’, немного преобразовав. Пол говорит, что он написал эту песню в доме своего отца в Ливерпуле под впечатлением книги Nature's Son. Вот такая разница.
13. ‘Back in the U.S.S.R.’

Эта песня стала уже классикой не только Битлз, но и мировой. ‘Back in the U.S.S.R.’, имеет чистейшие роковые корни. Эта песня - возвращение к корням. Это и есть рок-н-ролл в чистейшем виде. Маккартни вспоминает:" На написание этой песни нас натолкнул Чак Берри. У него была песня ‘Back In The USA,’ которая уж очень американская. Она очень милитаристская, про солдата , возвращающегося домой и целующего родную землю. И у Бич Бойз тоже была песня вроде этой. И я написал пародию на их вариант. Мне понравилась идея про грузинских девушек, и про Украину тоже. Как будто это было в Калифорнии".
12. ‘I Will’

Если у вас возникнет желание когда -нибудь написать послание о любви, или песню о любви, то вспомните эту песню Маккартни. Эта песня на все любовные случаи жизни. Она хорошо вписалась в список песен альбома.
11. ‘Piggies’

Это песня - чистый Харрисон как он есть. Это больше его внутренний мир, чем его озабоченность о внешних проблемах, как это было в ‘Taxman’. Он написал обе песни в 1966 году. Но у Битлз заняло больше двух лет, чтобы найти этой песне место на The White Album.“‘Piggies’ имеет социальную подоплеку -вспоминает Харрисон. "Когда я ее писал, то застрял посередине. И моя мама подсказала одну рифму. И все сложилось".
10. ‘Glass Onion

Еще одна песня, где Леннон показал свою твердую сущность, точность слов, мастерство поэта, умение рассказать историю. На других песнях он вмешивался в написание текстов, не всегда удачно, а даже наоборот, привнося хаос в тексты. ‘Glass Onion’ был как раз таким. Песня была написана Ленноном и содержала несколько строк “The Walrus was Paul”, которые могли показаться очень простыми, но после ‘I Am The Walrus’ был виден скрытый подтекст. Леннон говорит:"Я вбросил строчку – ‘the Walrus was Paul’ – чтобы запутать всех. И я думал, что Walrus (морж) становлюсь я, имея в виду ‘I am the one.’ Только это совсем не значило так в этой песне. Там многое скрыто в стихах, но вообще-то это была просто шутка".
9. ‘Savoy Truffle’

Когда Джордж только начинал писать песни, они отличались теплотой мелодии, интересными стихами, какой-то , присущей только ему духовностью. Однако были песни, которые он писал, просто для развлечения. Иногда приглашая своих друзей, таких как Эрик Клэптон. Песня ‘Savoy Truffle’ как раз такая. Это шутка о том, что Эрик Клэптон очень любил сладкое. И что дантист только что вставил ему новые зубы, сказщав, что теперь может есть все что захочет.
8. ‘Sexy Sadie’

Еще одна песня Битлз индийского периода. Она об отношении Леннона к Махариши. После возвращения из Индии Леннон в своих интервью очень нелицеприятно отзывался о гуру. Я не могу процитировать его слова дословно. Но это исключительно нецензурные выражения. Но он не хотел в песне упоминать его по имени, поэтому он назвал его ‘Sexy Sadie’.“Да, это про Махариши.” вспоминал Леннон позже. “Я убрал настоящее имя. Не мог же я написать прямо Махариши. ‘Maharishi, what have you done? You made a fool of everyone’. Теперь это можно раскрыть поклонникам Битлз.” Это было ужасное время для Леннона. Махариши открыл для него новое восприятие мира. Певец сражался, чтобы обрести себя. Ринго и Пол покинули ашрам, а Леннон остался. Его друг Alexis Madras неожиданно приехал в ашрам с дурными вестями. Их гуру -учитель оказался вовлеченным в скандал с некоторыми посетительницами (ученицами) его ашрама. И признан виновным. Для Леннона это был удар. И он сделал его героем своей песни.

7. ‘Yer Blues’

Вряд ли кто проигнорирует музыкальную красоту этой песни. Одна из немногих ритм-н-блюз песен Битлз. Именно ее Леннон выбрал для совместного выступления в цирке вместе с Китом Ричардсом и Эриком Клэптоном. “‘Yer Blues’ был написан в Индии тоже. В попытках постичь бога, путем ухода из жизни.” - сказал Леннон. Пока группа все более увлеченно постигала духовные критерии учителя, Леннон чувствовал себя все более несчастным. Вот почему одна из его самых депрессивных песен ‘Yer Blues’, была написана в то время. “Самое смешное о том времени - когда я медитировал по 7-8 часов в день в атмосфере любви и полного счастья, я написал самые свои несчастные песни. В ‘Yer Blues’, я написал , ‘I’m so lonely I want to die,’(Мне так одиноко, что я хочу умереть) . И я не шутил. Я так чувствовал.” - сказал Леннон.
6. ‘Blackbird’

Одна из немногих политических песен Маккартни о борьбе за права человека. В песне только вокал и акустическая гитара и метроном. Пол:"“Это песня типа саги. Невозможно раскрыть ее смысл полностью. Мы были поглощены ею. Blackbird - это символ. Я его придумал. Это символ для черного человека. Это может быть мужчина или женщина. кто угодно. ‘Take these broken wings’ эта строка была у меня прямо в мыслях. Но это не про птицу, не про орнитологию. Смысл песни скрыт - но он прост. Равенство для всех. И здесь нечего обсуждать.".
5. ‘Julia’

Песня странная для альбома. Это произведение Леннона. Это самая сложная песня Джона. Он рано потерял свою мать. И этой песней он делиться своими эмоциями через музыку. Эта песня конечно, же о тех переживаниях, которые Джон испытал со смертью матери. Однако он также описал свои надежды на новую жизнь с Йоко. Там есть такие строки “ocean child calls me” они относятся непосредственно к Йоко, так ее второе имя означает ‘child of the sea’ (Дитя моря). “Джулия моя мать. Но это вроде комбинация с Йоко - двух женщин вместе в одном" - сказал Джон.
4. ‘Dear Prudence’

Целый букет классических Битлз был написан в Индии. Это одна из самых интересных песен в альбоме. ‘Dear Prudence’, написал Харрисон и Леннон (хотя в альбоме указаны Леннон/Маккартни) тогда, когда они вместе успокаивали сестру Mia Farrow, звали ее Prudence, которая присоединилась к ним в индийском ашраме и пыталась избавиться от LSD зависимости. Харрисон и Леннон написали эту песню вдогонку, когда Пруденс уже улетела домой, чтобы поддержать ее.

3. ‘Happiness Is A Warm Gun’

Музыкально не самая сильная песня. Леннон увидел рекламу в журнале, которая гласила: ‘Happiness is a warm gun’ и сразу понял , что у него есть строчка для новой песни. Маккартни , естественно, помог, чем смог. Подставил плечо. Но в целом это песня Леннона.
2. ‘Helter Skelter’

Была издана как второй сингл альбома. Многие называют эту песню первой в стиле метал-рок. Говорят, что идея по созданию этой песни пришла к Полу во время ТВ интервью гитариста The Who Пита Таунсенда , который назвал свою песню ‘I Can See for Miles’ самой громкой и грязной. Маккартни принял вызов. Он сел и написал ‘Helter Skelter’.
1. ‘While My Guitar Gently Weeps’

Харрисон написал эту песню как бы играя в случайность. Он был очень рад своему уединению, спрятавшись у себя в укромном уголке, изучая китайскую философию. “Восточная философия говорит,что все что происходит, должно произойти”-Харрисон комментирует. “Все что существует в мире, пусть самое мелкое, имеет свое предназначение. ‘While My Guitar Gently Weeps’ была простым результатом, подтверждающим эту теорию… Я просто открыл книгу на случайной странице и увидел ‘gently weeps’, потом положил книгу и начал подбирать мелодию." Это одна из самых изящных песен, которой Битлз дали свое имя. Вместо того,чтобы обращаться за помощью к своим друзьям по группе Леннону и Маккартни, чтобы закончить песню, Харрисон позвонил своему другу Эрику Клэптону. “Никто никогда не играл на записях Битлз,” сказал Клэптон Харрисону. “Ну так и что?” ответил Харрисон. “Это моя песня." В 1987 году в интервью журналу Guitar Player Magazine, Харрисона опять спросили было ли ему неудобно приглашать Клэптона на эту песню. “Нет, мое эго от этого не пострадало. Наоборот, мое эго этого хотело. Я показал эту песню Джону, Полу и Ринго. И они совсем не заинтересовались ею. Но внутри я чувствовал, что это хорошая песня. В один из дней я пришел с Эриком в студию и сказал, что мы собираемся записать эту песню. Давай, сыграй вот этот кусок. Он сказал:" Нет, не буду. Не могу. Никто никогда не играет на записях Битлз". Тогда я ему сказал:" Слушай, это моя песня и я хочу, чтобы ты на ней сыграл. " Эрик сыграл. Мне остался вокал и ритм-гитара". Это была авангардная песня для рока на то время, основанная на духовных идеях. Построение песни давало дополнительное время для вокала, не подгоняло его форсировать смысл песни, неспешно и постепенно раскрывало внутреннюю суть.

==========================================

Вот и все. Можно оценить, можно подписаться. Комментарии приветствуются.