В первой статье о магии викингов мы обсудили женское колдовство — сейд.
Сегодня — подробнее об известных РИТУАЛАХ сейда, а также о ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ (хотя, они и не связаны с сейдом напрямую).
В магии сейда очень важную роль играли атрибуты.
У вёльвы в руках всегда был волшебный посох или жезл. Считается, что само происхождение слова "вёльва" имеет отношение к понятию «магический посох» (возможно, отсюда у всех сказочных волшебных палочек ноги растут.)
А ещё у вёльвы была "магическая" накидка (может, поэтому во всех средневековых сказках волшебники всегда в плащах?)
Иногда в качестве атрибута использовался так называемый стяг: шкуру лисы или волка буквально стягивали «чулком» с тушки и применяли по назначению прямо с засохшей алой мездрой и кровью. Этот атрибут иногда играл роль опознавательного знака во время битв (типа флага), но при этом он имел и магическое значение. У северных воинов флагов не было довольно долго (это китайское изобретение), зато в первых рядах атакующих часто находилась жрица с магическим алым стягом.
(Прочитала, что Рюрик/Рёрик, при основании первого княжества на территории Руси в качестве государственного символа использовал алый стяг. И вроде как в Хольмгард/Новгород его внесла супруга Рюрика — Ефанда/Альфвинд. По крайней мере, герб Рюрика — падающего вниз сокола — рисуют на алом фоне.)
***
ТРИ ЭЛЕМЕНТА СЕЙДА
Практически все обряды сейдической магии стоят на трех китах: ритм, транс и дрёма.
В начале обряда задавалась ритмическая пульсация — с помощью пения, декламации, отстукивания, пританцовывания. Возможно, при этом использовались какие-то музыкальные инструменты типа бубна или барабана. Но это не доказано.
Вёльва, обычно сидевшая на высоком возвышении/помосте, постепенно входила в транс. Ее сознание "выходило из тела в астрал", сознательное восприятие реальности отключалось.
Затем вёльва погружалась в состояние физической дрёмы и какое-то время не управляла своим телом.(Возможно, именно из-за этого состояния отключки и беспомощности сейд считался занятием, недостойным мужчин — за исключением Одина — ведь воин-викинг не может становиться беспомощным по своей воле.)
С помощью саг, некоторых исторических свидетельств и литературных источников удалось восстановить относительно подробные описания следующих обрядов.
***
ВЕЩАНИЕ
Это нечто среднее между гаданием или ясновидением. При этом сейд-маги не обязательно только узнавали ответ на заданный вопрос или спрашивали о будущем. Достаточно опытный и умелый маг вполне мог заставить потусторонние существа подчиниться себе и выполнять его задания. Это было опасно, но сейд никогда нельзя было назвать светлой и безобидной магией.
При подготовке к ритуалу вёльва или сейдкона должны были найти шесть особых предметов. Три из них были минералами, а ещё три принадлежали растительному миру. Это помогало сознанию ведьмы слиться с природой и без последствий для себя покинуть тело.
Вещание обычно практиковалось для передачи пророчеств.
Вёльва направляла своё сознание в Альвхейм, мир светлых альвов (эльфов). Там она "устанавливала контакт с сущностями из иного мира", которые и давали ответ на вопрос. Вёльва вслух повторял все то, что говорили ей астральные собеседники, а окружающие люди слышали пророчество.
***
УТИСЕТА (КОНТАКТ С ФЕТЧЕМ)
Ритуал утисеты заключается в определении, установлении контакта и постоянной связи сейд-мага с "хранителем". Хранитель обозначается понятием "фетч" или "фюльги/фильги".
Утисета – ритуал уединенный. Для его проведения требуется сосуд для питья, напиток и кусок плотной материи.
Первая часть утисеты заключается в очищении места для проведения обряда.
Вторая часть утисеты – это призыв фетча. Призывается он ритмичным заклинанием, точного текста которого не существует (его можно составить по наитию). Хотя, есть и "рекомендованные" варианты этого заклинания.
Следующим шагом ритуала является установление дружеского контакта с фетчем через совместное распитие напитков. Напитки рекомендуется брать "природные", например, сок, эль, мед.
Затем, приняв наиболее удобное расположение, сейд-маг начинает призывать фетча.
Следующим шагом становится связывание себя и своего фетча. Основано оно на на знакомстве и общении. Можно узнать имя фетча, задать ему еще какие-то вопросы. Возможно, он ответит.
После установления контакта сейд-маг отпускает фетча в его мир, но при этом связь с фетчем сохраняется навсегда. Теперь для того, чтобы обратиться к фетчу, необязательно входить в транс, можно просто сосредоточиться на фетче, и тот появится перед магом.
***
ХРАФНАР-СЕЙД (ГРУППОВАЯ МАГИЯ)
Еще один сейдический ритуал, основанный на прорицании. Интересен тем, что осуществляется группой сейд-магов (помните упоминаемый в саге обряд, где были задействованы 15 женщин и 15 мужчин?)
Сначала проводится окуривание места священными травами. Участники ритуала надевают специальную одежду, желательно синего цвета. Затем маги создают ритм, отбивая его на барабане, либо напевая. В момент затихания ритма провидец начинает говорить, описывая место, через которое происходит духовное путешествие. Остальные участники стараются наиболее ярко представить себе описываемое место — это позволяет провидцу легче достигать цели путешествия.
Достигнув конечной цели (Хельхейма, царства мертвых), провидец начинает вопрошать духов. Остальные участники исполняют свои роли — или поддерживают провидца энергией, или же задают вопросы, на которые желают получить ответы. При этом они продолжают отбивать ритм, который помогает провидцу удерживать сознание в мире духов..
***
С ритуалами немного разобрались.
Теперь перейдём к такой животрепещущей теме, как жертвоприношения.
ЖЕРТВОЙ МОГ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРЕСТУПНИК, НО И КОНУНГ
Естественно, всех в первую очередь интересуют человеческие жертвоприношения, так смачно показанные в известном сериале.
Хотя эта часть жизни викингов не была обычным делом, человеческие жертвоприношения время от времени все же практиковались.
Хотя, исландцы, например, от этого открещиваются руками и ногами, в сагах сохранились упоминания о принесении в жертву осужденных преступников или людей, объявленных вне закона. Описания таких деяний подтверждаются и археологическими находками (правда, за пределами Исландии, например, в болотах Дании).
Договоримся так: человеческие жертвоприношения — иногда, местами — практиковались.
В XI веке Адам Бременский писал о викингах со слов других людей. Он рассказал о ритуале, практикуемом в Старой Уппсале каждые девять лет в начале весны. (Uppsala — город в Швеции, Старая Уппсала была своего рода меккой скандинавских язычников.)
Этот ритуал длился девять дней, во время которых приносились жертвы и проводилось празднование. Каждый день — по девять жертв, их общее количество составляло 81.
Ежедневно в жертву приносили мужчину и восемь животных мужского пола. Тела вешали на деревья в священной роще, расположенной рядом с храмом, где проводился ритуал. Эта традиция практиковалась, чтобы почтить бога Одина, обеспечить победы в бою, урожай и пр.
Обычно в жертву приносили преступников или рабов (добровольное согласие отдать себя в жертву, показанное в известном сериале, скорее всего, выдумка ради нагнетания саспенса). Но однажды — во время сильного голода — в жертву принесли ... короля.
В саге Снорри Стурлусона говорится, что как-то раз в седьмом веке разразился сильный голод, и в жертву принесли волов. Это не сработало, и на следующий год викинги пожертвовали группой мужчин. Однако в следующем году голод продолжился, в этом обвинили конунга, которого и принесли в жертву, покрыв алтарь его кровью.
БЛОТ (ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИЛИ ЧРЕВОУГОДИЕ?)
Блот (или blót на древнеисландском) — принятый в скандинавском язычестве обряд жертвоприношения (всё-таки НЕ человеческого!). Он фактически заключался в ритуальном вкушении мяса и распитии хмельного напитка — меда, пива или вина (последнее распивали только на пирах высокопоставленных викингов).
Слово blót происходит от глагола «приносить жертву, предлагать, поклоняться». Современное английское слово «благословлять» (bless) имеет общий корень со словом blót в значении «делать священным через жертвоприношение; помечать кровью».
Блот, похоже, был довольно обычным явлением. Этот обряд представлял собой жертвоприношение по конкретному поводу. Чаще всего блот проводили на зимнее солнцестояние и во время праздника сбора урожая.
Выполняющий этот обряд человек (обычно глава семьи или рода) приносил в жертву животное. Его кровью он обрызгивал стены помещения, где осуществлялся обряд, а также своих помощников, а затем произносил пожелания.
Жертвенная кровь собиралась в сосуд, и туда бросали деревянные палочки, возможно, с различными насечками. По их расположению "читали" предсказание. Это называлось ganga til fréttar — "пойти за новостями".
После этого начинался жертвенный пир, или blótdrykkja, blótveizla, во время которого поедали мясо животного, принесенного в жертву, и пили хмельной напиток. Пир был кульминационным моментом жертвоприношения. Обычно на нем произносились здравицы (skál) — сначала в память великих предков, затем в честь богов.
С принятием христианства практика блота постепенно ушла в прошлое, так как церкви старались строить именно на тех местах, где совершали этот обряд. Однако скандинавы никогда не были очень уж ревностными христианами. Считается, что в дремучем Тиведенском лесу обычай справлять блот сохранялся до конца XIX века. В последние десятилетия практику совершения блота возобновили неоязычники.
Кто не читал первую часть цикла о магии раннесредневековых скандинавов:
Подробнее про фетчей :
Читайте и другие статьи на моем канале.
А лучше подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
.