Найти в Дзене
Михаил Коломиец

Путин сказал, что электромобили "ездят на угле". Это правда так?

Оглавление

Во время выступления на Международном форуме по энергоэффективности президент России Владимир Путин признался, что управлял электрическим автомобилем, не исключил, что когда-нибудь пересядет на "Теслу", но усомнился в перспективах "зеленой энергетики" и в экологичности электромобиля по сравнению с машинами на других видах топлива.

Настоящее Время перепроверило данные, которые привел Путин, а также выяснило, поддерживают ли эксперты те прогнозы, которым верит российский президент.

Правда ли, что главный источник электричества в мире — уголь?

"Для того чтобы подключиться к электрической сети и испытать батарею, аккумулятор, нужно выработать электроэнергию, а для этого нужен первичный источник. Сегодня в мире таким первичным источником номер один является даже не нефть, а уголь", – сказал Путин.

Уголь – действительно топливо номер один в мире для электростанций. На графике Международного энергетического агентства (МЭА) видно, что его доля – около 40%. Вокруг этого показателя она колеблется как минимум с 1971 года.

Сейчас Китай постепенно сокращает потребление угля. Но постепенно растет доля Индии. Среди стран ОЭСР главный потребитель этого топлива – Австралия.

А нефть как топливо для электростанций в мире вообще почти не используется, тут Путин ошибся (при этом нефть занимает первое место в топливном балансе в целом). Зато стабильно растет роль газа.

И что же, если у меня электромобиль – я езжу на угле?

В конце 2016 года в мире было 2 млн электромобилей. Топ-10 стран выглядел так: на первом месте Китай, на втором – США, на третьем – Япония, остальные семь – страны Европы.

Причем Китай лидирует с заметным отрывом – по данным МЭА, там зарегистрировано примерно треть машин на электрическом ходу. Это если не считать различные варианты очень популярных в КНР электробайков.

По данным Китайского энергетического совета, в 2016 году в стране около 58% электричества добывали сжиганием угля. И на самом деле это мало – доля угольных электростанций в недавнем прошлом доходила до 80%. Власти Китая снижают долю ТЭЦ из-за проблем с экологией, и вкладывают деньги в солнечные электростанции.

А что за топливо Путин предложил взамен машин на батарейках? Оно правда экологичнее?

"В этой связи хотел бы отметить, что, скажем, такой вид топлива, как газомоторное топливо, на наш взгляд, является в конечном итоге гораздо более высокоэкологичным, чем электромобили. Потому что первичный, ещё раз повторю, первичный источник электрогенерации – пока в значительной степени это уголь и топочный мазут, только отчасти газ. А вот газомоторное топливо – оно прямо если будет использоваться в автомобильном транспорте, то тогда в целом это более будет зеленая энергетика, чем просто электромобиль", – сказал Путин.

Речь идет о традиционных автомобилях с двигателем внутреннего сгорания, которые вместо топлива используют метан (или пропан-бутан). Баллоны вместо бака ставят профессиональные водители – например, таксисты – или просто желающие сэкономить на топливе. Эта схема очень популярна в относительно бедных странах, а машин на газу в мире значительно больше, чем электрических.

Пропан-бутан получают как побочный продукт при переработке нефти на НПЗ, а метан – это тот же газ, что подключен к газовой плите.

По данным организации NGV Global, больше всего автомобилей на газу в Китае (опять) – 5 млн штук. Следом идут Иран, Индия, Пакистан и Аргентина. Единственная европейская страна в топ-10 – Италия.

Если смотреть на долю таких машин от всего автопарка страны, то лидером оказывается Армения.

Российский "Газпром" и правительство неоднократно заявляли о планах расширять сеть газовых заправок в стране.

Согласно исследованию, на которое ссылаетсяМинэнерго США, газ экологичнее бензина на 6-11%. Официальная "Российская газета" со ссылкой на представителей "Газпрома" сообщала, что метан "по суммарной экологической опасности газовые топлива в сто раз предпочтительнее бензина".

КПД двигателя внутреннего сгорания не превышает 50% (обычно – меньше), аналогичный показатель у современных турбин газовых ТЭЦ – 60,75% у Siemens и 62.22% у General Electrics.

Как Путин пришел к выводу, что сжигание газа в двигателе внутреннего сгорания эффективнее и экологичнее, чем выработка из того же газа электричества, неясно.