Риторический вопрос - как обустроить Россию так, чтобы жить как в Европе, но сохранить свою цивилизационную сущность и национальную гордость ? Необходимо «совсем мало» - трудолюбие и законопослушание. Для этого требуется общественная система воспитания и коллективного сознания.
Такую систему Россия, как социалистическое государство, потеряла в конце ХХ века. Но проиграть этапное сражение с капитализмом это не значит уступить и отдать ему будущее в возникающей новой реальности меняющегося миропорядка. Исторический спор капитализм - социализм продолжается.
Новые условия экономической и социально-политической жизни в экономически развитых странах диктуют новые формы организации и действий для политических организаций. Классовые подходы анализа действительности и формирования идеологии отмирают. Не надо надеяться, что капитализм сдает свои позиции в мировом разделении труда и его результатах. Идет общественная переоценка ценностей и следом за ней перестройка (формирование) политических структур. Они должны будут организовывать жизнь государства, опираясь не на определенные социальные слои общества (классы) и их интересы, а на стремлении каждого гражданина страны иметь долговременную перспективу роста благосостояния и уверенности в завтрашнем дне независимо от того, трудящийся он, или предприниматель, или чиновник.
Главное отличие указанных общественно-экономических формаций в том, что капитализм складывается стихийно«для всех» – как равнодействующая сумма частных интересов хозяйствующих индивидуальных субъектов, а социализм приходится строить, постепенно устраняя отмирающие во времени негативные формы капитализма, чтобы новые возможности общественного развития были доступны «для каждого». Именно поэтому механическая (насильственная) отмена частной собственности не может привести к установлению общественно значимых форм социализма в их развитии и совершенствовании.
Плюсы капитализма в том, что он естественен и может достаточно быстро удовлетворить основные потребности большей части населения страны, но минус в том, что товар производится «бесконтрольно», вызывая перепроизводство и кризисы в погоне за прибылью любой ценой. Кризисы приводят к потере социальной стабильности – безработица, инфляция, нищета; росту радикальных требований и, highly likely, социальным потрясениям.
Плюсы социализма в том, что за счет централизованного перераспределения растущего дохода государства в пользу общественных фондов потребления обеспечиваются основные социальные гарантии населения: бесплатное образование, медицина, помощь безработным, малоимущим, пенсионное обеспечение, охрана труда и т.д. Это вселяет уверенность граждан в завтрашнем дне, что обеспечивает социальную стабильность в государстве. Минус в том, что социализм экономически инертен и не мотивирован под постоянно меняющиеся текущие «бытовые потребности», которые обеспечивают качественную и комфортную жизнь населения.
Экономика постсоциалистического государства должна содержать долю «материнских» рыночных отношений, таких как мотивация работы «на себя» и конкуренция рыночных субъектов для работы на благо общества. Это обеспечит рост производительности труда без чего соревноваться с капитализмом крайне сложно.
Мотивацию и конкуренцию необходимо имплементировать в социалистические хозяйственные отношения. Такой подход на первый взгляд подрывает базовый элемент социалистического производства – планирование, как существенное отличие от рыночной экономики, в которой регулятором производства являются деньги (капитал). В новых условиях хозяйствования регулятором производства станет стратегическое планирование, в котором производственное планирование станет только фактором учета экономической эффективности. Стратегическое планирование необходимо в первую очередь для государственных структур и контролируемых государством корпораций, определяющих экономический потенциал страны.
Цель стратегического планирования – накопление человеческого капитала в виде востребования и возрастания аккумулированных знаний и профессиональных навыков для конкуренции в мировом разделении труда.
Постсоциалистические хозяйственные отношения - это сочетание прогрессивных тенденций в частном производстве, определяемых малым и средним бизнесом в основном для внутреннего потребления, с государственно-частным партнерством для конкуренции на внешних рынках.