⠀
Сложно представить кто бы смог осмелиться написать настолько едкую и в то же время тонкую сатиру на королевскую семью кроме Франциско Гойи. Самую едкую и ёмкую характеристику этому портрету дал французский поэт-романтик Теофиль Готье. Он сказал, что на этой картине видит не короля и королеву, а «булочника с женой, получивших крупный выигрыш в лотерею». Итак, перед нами сам король Испании Карл IV со своей семьей. Начнем с того, что композиционным центром картины является вовсе не король, а королева, которая в то время вместе со своим фаворитом фактически управляла страной. Подчеркивая, что расположение героев на картине отнюдь не случайно, Гойя выделяет королеву еще и светом.
⠀
Одной из самых интересных деталей картины стало украшение в волосах королевы. Считалось, что это был подарок ее фаворита Мануэля Годоя. А теперь обратите внимание на то, что украшает голову дочери королевы, которая стоит слева от нее. Да-да, мы видим точно такое же украшение. Все дело в том, что ходили слухи, что эту дочь королева родила вовсе не от короля, а Гойя лишь «тонко» намекнул об этом.
⠀
Интересная история и отвернувшейся девушкой на портрете. По основной версии принц на тот момент еще не был женат, но девушку ему уже почти сосватали, но было две претендентки, поэтому Гойю попросили написать невесту максимально анонимно.
Чем же так уникален этот портрет? В то время при изображении членов королевской семьи считалось правильным идеализировать их образы, как внешний так и внутренний. Но Гойя делает все наоборот. Мало кого из изображенных на портрете можно назвать хотя бы миловидным. Шикарные парадные облачения, ордена и украшения только подчеркивают тот контраст между тем положением в обществе, которое занимают наши герои и их внутренними качествами. Портреты Гойи всегда отличались глубоким психологизмом, в этот раз художник показывает нам людей глупых, эгоистичных и жестоких.
⠀
Одним из любимейших художников Гойи был Веласкес. Возможно, именно поэтому, заимствуя идею из его «Менин», он изображает себя на картине, стоящим у мольберта в левом углу полотна.