Найти тему

Психологини смотрят кино. "За бортом" (1987)

Старая добрая комедия и хорошая компания – что еще нужно для холодного осеннего вечера?

Комедия «За бортом» - фильм настолько известный и старый, что пересказывать сюжет нет смысла. Однако даже гротескная комедия может дать почву для психологических размышлений. Речь пойдет, в основном, о главной героине. Так кто же она на самом деле? Джоанна или Энни?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В начале фильма о репрезентации Я-реального Джоанны нам говорит ее внешность. Одежда, аксессуары, фигура – все это, по мнению Джоанны, должно быть идеально и все это имеет высокую ценность для героини. Она сконцентрирована на материальном, в том числе, и на своем теле. Подтянутая спортивная фигура – это тоже своеобразный фетиш. И Джоанна постоянно демонстрирует фигуру. Ее «домашняя» одежда - это закрытые купальники, выглядящие откровеннее любого открытого, разлетающиеся накидки и т.п. То, что сейчас воспринимается нами как китч, должно было транслировать зрителю конца 80-х богатство героини. Яркие цвета, которые выбирает Джоанна (красный, белый, золото), тяжелые аксессуары, избыток блесток и сияния – все это формирует ее образ, который призван олицетворять власть и сексуальность.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Ее Я-реальное – это в первую очередь, ее социальный статус. На нем основывается ее высокая требовательность и высокомерие по отношению к окружающим, ее исключительность, демонстрация власти. Социальные установки Джоанны во многом представляют собой некую систему предрассудков, базирующихся на ее социальном статусе. Ее классовые предубеждения находят отражения в том, что люди ниже ее по статусу не заслуживают уважительного отношения, она высокомерна, ее подход характеризуется завышенной требовательностью, постоянным недовольством. На яхте Джоанна выступает в роли работодателя для своего многочисленного персонала. Ее систему руководства можно описать как эксплуататорско-авторитарную. Конечно, в комедии все персонажи нарочито гипертрофированы и Джоанне больше подходит определение из другой комедии – «самодура».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Я-идеальное отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. В данном случае, связывает скорее бессознательно. Джоанна стремиться к обретению любви, крепкой эмоциональной связи с партнером. Все ее провокационные наряды кричат о ее одиночестве и женской невостребованности. Ей хочется одобрения, хочется всем нравиться. Инфантилизм Джоанны выдают ее аксессуары – косичка с бантом, ягоды, цветы на руках, ногах, в волосах и за ухом. Она, пусть и неохотно, задумывается о возможной роли матери. В разговоре по телефону со своей матерью она упоминает, что муж просит о ребенке, но получает ответ, который только подогревает ее инфантилизм: «если у тебя будет ребенок, ты уже не будешь моим ребенком».

Джоанна явно жаждет деятельности и тяготиться бездельем, составляющим основу ее жизни. Когда Проффитт говорит ей, что ее неприемлемое поведение связано со скукой, с тем, что ей нечем заняться, это задевает ее.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Я-зеркальное. Джоанна полагает, что мир обязан восхищаться ею, однако, происшествие в Дином Проффиттом, который не сдержался и выложил все, что о ней думает, ставит эту уверенность под сомнение. Когда он говорит ей неприятные для нее вещи, Джоанна закрывает уши, она не хочет слышать критику. Джоанна обсуждает этот инцидент с матерью, но та уверяет, что не стоит обращать внимание на мнение такой ничтожной личности, как плотник.

Когда с Джоанной произошел несчастный случай и она попала в больницу, несмотря на потерю памяти, стиль ее поведения ничуть не изменился. Она командует, требует, оскорбляет. Примером потери социальной идентичности может служить то, что Джоанна вынуждена признать, что Дин Проффитт может быть ее мужем и имеет право забрать ее из больницы.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Безусловно, ресоциализация Джоанны имеет место, на этом и строится весь сюжет фильма. Она вынуждена повторно проходить социализацию в абсолютно незнакомых ей условиях. Кроме этого, из-за потри памяти, можно говорить и о том, что Джоанна утратила ранее приобретенный социальный опыт, то есть о ее десоциализации. Именно глубокая десоциализация явилась причиной полной перестройки ее личности.

Исследуя дом Дина, его хозяйство и сыновей, у Джоанны (теперь она Энни) возникает фиксация новой социальной идентичности – она жена бедняка и мать его детей. Они живут в ужасном доме и вынуждены считать каждый цент. Кроме этого, Дин подталкивает ее к освоению новых ролей – внимательной хозяйки: «у друга кончилось пиво, принеси», заботливой матери – «они хорошие парни, пошалили немного».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Для Энни характерен как межличностный, так и традиционный механизм социальной адаптации. Приняв, что семья Проффиттов является ее семьей, ей приходится, как бы, заново проходить первичную социализацию в малой группе, а Дин становится для нее своеобразным проводником в этот новый мир.

Социальная идентичность Энни развивается быстро, так как срабатывает механизм закрепления ее положительных сторон, т.е. в ней реально воплощаются требования к ней со стороны её новой семьи. Она отчитывает школьного директора и завоевывает расположение и доверие парней. Они отказываются признать, что она не настоящая мама, даже когда Дин на этом настаивает.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

По-видимому, одним из главных событий в жизни Энни становится обретение ею социальной роли матери, ведь роль жены уже была реализована в ее жизни. Освоение роли матери способствовало кардинальному изменению ее жизни, а ее успешная реализация принесла ощущение счастья и удовлетворения. Школа, где учатся дети Проффитта, выступила для Энни как бы институтом вторичной социализации ее роли матери. Директор школы выводится в комедии персонажем враждебным и Энни встает на защиту детей. Эта сцена является переломным моментом в построении отношений с детьми, вызывает у них доверие к «маме», а построение адекватного взаимодействия со школой создателей фильма интересует мало, для дальнейшего развития сюжета фильма это не важно.

Роль жены в данной семье тоже проигралась для Энни иначе, наполнив ее новыми смыслами. К финалу фильма между Энни и Дином возникает такая эмоциональная связь, которую согласно концепции Роберта Стернберга можно охарактеризовать как «совершенная любовь» (близость + страсть + обязательства). И как удивлен муж Джоанны Грант Стейтон III ее заявлением, что она больше не любит его: для него брак и любовь являются разными вещами.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Ближе к концу фильма, Джоанна демонстрирует скорее рефлексивный механизм социализации. Она как бы заново осознает, оценивает и, в конечном счете, отвергает ценности, присущие ее семье. Она смотрит на них через призму своей новой личности. Ценности, приобретенные Энни, не дают Джоанне вернуться к привычной для нее роли, ломают созданные стереотипы поведения. Новая Джоанна пугает членов семьи, они не узнают ее. Здесь Джоанна является скорее жертвой ресоциализации. Она была в нужной ей степени адаптирована к своей прежней жизни. Вместе с тем, потеряв память и пройдя вынужденную адаптацию в семье Проффиттов, она освоила новые социальные роли, произошла ресоциализация. Однако когда к ней вернулась память и ее прошлая жизнь, она не смогла просто вернуться к прошлой модели поведения. Опыт Энни стал помехой ее вторичной ресоциализации.

Я-реальное Джоанны подверглось сильной трансформации. Теперь это активная, готовая к реальным действиям женщина. Будучи Энни, она с готовностью принимается за работу по дому, даже не имея о ней ни малейшего представления. Неудовлетворенная потребность бывшей Джоанны в активной деятельности, в обретении смысла повседневности, делает возможным ее стремительный прогресс в ведении домашнего хозяйства. Высокая требовательность Джоанны, трансформируются в нежелание мириться с трудностями, в настойчивость в воспитании детей. Ее стремление к одобрению и поддержке приводит к тому, что она обретает счастье, став необходимой семье Проффиттов. Энни искренне растрогана заботой Дина о семье, которую он проявил, найдя вечернюю подработку. Она и сама готова продемонстрировать ему поддержку и одобрение: «кем бы ты ни работаешь, мы гордимся тобой». В деятельности и активной поддержке находит выражение и ее творческий потенциал – она генерирует идею о тематическом оформлении парка для мини-гольфа и сама создает эскизы.

Я-идеальное у Джоанны связано с реализацией роли матери и жены. Узнав, что она не является матерью четырех сыновей Дина, в финале фильма она планирует родить ему дочь.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Я-зеркальное. Думаю, Джоанна понимает, что, как и члены ее семьи, многие могут не понять и осудить ее выбор, но ей уже реально не важна оценка общества. Она делает выбор своего жизненного пути исходя из тех ценностей, которые она обрела в процессе ресоциализации.

Личная идентичность Джоанны по мере развития сюжета обогащается за счет интеграции личной идентичности Энни. Энни реализовала все внутренние запросы Джоанны. Джоанна по-прежнему яркая, но теперь активная, успешная в своих начинаниях, настойчивая и не готовая мириться с трудностями, заботливая, любящая и любимая.