Найти тему
Пишем бестселлер

Ваш персонаж скорее жив?

Оглавление

Создание образов ваших персонажей – это только начало. Не менее трудная задача – вдохнуть в них жизнь.

Взять хотя бы фразу:

«В бар вошел молодой человек».

Каждый мысленно нарисует свой портрет молодого человека. От писателя зависит, будут ли в этом портрете видны ключевые характеристики персонажа.

Подумайте, каким должны увидеть читатели ваш персонаж. Можно сказать о нем вот так:

«В бар вошел молодой человек, одетый в поношенные голубые джинсы и клетчатый пиджак, из-под которого виднелась синяя майка».

Но так ли уж важно, во что он был одет? Такое описание играет пассивную роль, поэтому сделайте его как можно более конкретным:

«В баре появился молодой человек, он прижимал полу пиджака к кровавым пятнам, расплывавшимся на майке».

Вот несколько практических приемов, чтобы оживить персонаж.

КОММЕНТАРИИ АВТОРА

Описание персонажа необходимо разбавлять комментариями автора.

«Перед глазами у него все расплывалось, но из-под полуопущенных век сверкнул взгляд, полный такой ненависти, что бармен вряд ли когда-нибудь забудет его».

Перед нами наблюдение автора, которое делает сцену более глубокой и таинственной. Не бармен ли нанес юноше тяжелые раны?

МОТОР!

Физическая активность куда эффективнее пассивных описаний. Она может сказать больше, чем любые слова автора.

«Он покачнулся, поскользнувшись на крови, капавшей из его раны. В баре повисла мертвая тишина, когда он достал из-за пояса револьвер и, сжимая оружие в дрожащей руке, направил ствол на бармена».

АССОЦИАЦИИ

Это более тонкая форма описания, интерпретировать которое должен читатель. Но ассоциации более эффективны, чем простое перечисление физических характеристик.

«Отчетливо виднелось серебряное распятие, цепочка которого была намотана на ствол револьвера, и небольшая, затертая почти до неузнаваемости фотография его маленькой дочери».

Эти небольшие детали косвенно раскрывают психологию персонажа и мотивы его поступка. Они говорят о многом: распятие может означать благородные мотивы персонажа, а фотография – оправдывать месть. Однако помните, что ассоциации могут быть восприняты не так, как задумал автор, поэтому используйте их осмотрительно.

ЭТО ВЫ МНЕ?

Еще один способ оживить ваш персонаж – позволить читателю проникнуть в его мысли. Из внутренних монологов можно получить информацию, которую не передашь описанием или действием.

«Вот и все, – подумал он, стараясь сфокусировать взгляд и забыть о боли. – Наконец я убью его. Ради тебя, Сара».

Прямая речь тоже может многое рассказать о вашем персонаже.

«Тебе конец, Фрост, – прошептал он, наведя револьвер на оцепеневшую фигуру за стойкой. – Все кончено. Лучше бы ты держался подальше от моей семьи».

МЫСЛИ ИЛИ РЕЧЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Для оживления персонажа можно использовать мысли или речь других людей, они добавляют картине масштабности.

Скрюченными пальцами Фрост вцепился в полированное дерево стойки и уставился на раненого. Пэйн выглядел так, будто его терзала стая диких собак, – он едва держался на ногах.
«Пэйн, – проскулил Фрост, закрывшись руками, – ты же знаешь, я невиновен в гибели твоих детей. Это был ты, Пэйн. Ты сделал это».

Немного практики

Выберите персонаж, четкий образ которого уже присутствует в вашем воображении. Напишите небольшой рассказ и поупражняйтесь в различных способах его описания: физический портрет, поступки, ассоциации, внутренние монологи, речь, мысли, комментарии автора.

Представьте, что хочет увидеть или услышать читатель, а что можно оставить его воображению. Задействуйте разные жанры – пугающий, романтический, научно-фантастический, вестерн, – чтобы посмотреть, насколько меняется описание вашего персонажа.

Александр Гордон Смит "52 способа написать бестселлер. Как стать известным писателем"

P.S. Пишете книгу и застряли на полпути к цели? Приходите на бесплатную онлайн-консультацию.

Статьи по теме:

Как создавать портрет героя, чтобы читателю не было скучно?

Как поместить читателя в шкуру вашего героя?

Как создать ярких героев? Памятка новичку