Приднестровский конфликт, продержавшийся в режиме заморозки долгих 28 лет, с приходом нового президента Молдавии начинает потихоньку выходить из спячки. Первые же заявления Майи Санду ясно дали понять, что вывод российских миротворцев и, как следствие , эскалация конфликта - это основной "гвоздь" её программы.
Конечно, имея лишь усеченные президентские полномочия и без большинства в парламенте рассчитывать на громкий и сиюминутный успех ей не приходится. Потому ставка сейчас сделана на изменение кадрового состава как в центре, так и на местах. На митингах звучат обвинения в повальной коррумпированности и призывы к срочным судебным преобразованиям . А на последнем брифинге для прессы Санду открыто призвала к свержению " преступного парламента" и правительства. Вот так, ни больше, ни меньше.
События, как мы видим, развиваются быстро и явно по отработанной методике. Уже в ближайшее время, я думаю, надо ожидать инициирования молдавского варианта люстрации. А для этого понадобится подогреть радикальные националистические настроения вплоть до психоза. И первая ласточка уже прилетела.
В городе Бельцы решением местных властей закрыта русская школа №15 несмотря на протесты и на то, что учебный год уже давно начался. В городе Фалешты возмущенной общественности с трудом удалось приостановить возведение мемориала немецким и румынским солдатам на территории русского лицея им. А.С.Пушкина.
Что же касается непосредственно Приднестровья, то расчет явно делается на экономическое удушение. Не имея достаточного военного потенциала, Молдавия тем не менее способна обескровить приднестровскую экономику, перекрыв единственную артерию, связывающую её с Россией - газпромовский трубопровод.
Правда при этом Молдавии самой придется найти замену российскому газу и тираспольскому электричеству. С электроэнергией, конечно, с радостью поможет Киев, у которого после обесточивания Крыма явно есть избыток. А вот для решения первой задачи уже построен и введен в эксплуатацию прямо перед президентскими выборами газопровод Унгены - Кишенев мощностью 1,5 млрд. кубометров в год ( именно столько потребляет в среднем Молдова без Приднестровья.)
70 млн. евро на строительство газопровода, связывающего Молдавию с ГТС Румынии выделила Европа. Но построить трубопровод - это полдела. Для достижение полной "автономии" от России необходимо ещё наполнить её газом. Под эту задачу Румыния в своё время провела большую работу по освоению своего черноморского шельфа. К геологоразведке были подключены такие монстры нефтегазодобывающей индустрии как американский "ExxonMobil" и российский "Лукойл".
В идеале картина виделась в кратном увеличении добычи газа в Румынии, с возможностью не только полностью покрыть собственные потребности, но и поставлять газ на экспорт, в том числе и в Молдавию. Угроза остановки приднестровских предприятий и в первую очередь ГРЭС, лишенных российского газа стала осязаемой реальностью.
Ответный ход России в этой ситуации был предсказуем. Как только избрание Майи Санду стало свершившимся фактом, "Лукойл" вдруг без объяснения причин заявил о приостановке работ на румынском шельфе и выставил свою долю в этом проекте на продажу. С учетом того, что американская компания вышла еще раньше, все планы по осуществлению так называемого румынского "газового ренессанса" вдруг повисли в воздухе.
Конечно, этот своеобразный маневр не решает проблему полностью, но на ближайшую перспективу никакой альтернативы российскому газу на территории Молдавии не предвидится. А значит и возможности Кишинева по газовому давлению на Тирасполь будут ограничены.