Камень преткновения социалистической и демократической идеологий в экономическом подходе к устройству общества и самое главное в тех приоритетах, которые каждая идеология ставит пред собой в качестве основных.
Если социалистическая в качестве основного приоритета выбрала социальную защищенность населения, что является крайне важным для многих граждан, то демократическая идеология на первое место ставит защищенность правовую и личностные свободы гражданина, что не менее важно.
Проблема в том, что и та и другая пытаются поставить человека перед выбором, что ему предпочесть: права и свободы или социальную защищенность? Почему так получается? Потому что методы достижения этих целей выстраиваются так, что, добиваясь достижения одной, напрочь игнорируют другую или сводят ее к минимуму, как малозначимую.
Ни одна из известных и получивших широкое распространение не ставит человека основным фактором идеологии, человека во всех аспектах его проявления, нужд, желаний, ценностей. Существующие идеологии исходят из принципа преобладания. Преобладания класса (коммунистическая), преобладания нации (нацистская), преобладания отдельной личности (авторитаризм). Те же направления, которые уходят в сторону индивидуализма, пропагандируют одни ценности индивидуума, но при этом полностью игнорирую другие, не менее важные и значимые для человека. В результате свобода превращается в отсутствие защиты, а отсутствие давления общества в отсутствие поддержки общества. К таким идеологиям можно отнести и либерализм.
Существует множество теорий развития общества и многие из них выводят свои закономерности и принципы, которые в отдельно взятых ситуациях могут оказаться вполне уместными и работающими, могут восприниматься верными. Но на самом деле, если присмотреться к обществу и к его развитию, мы не найдем никаких четко переделённых линий развития или обусловленных закономерностей, ведущих к той или иной формации. Есть иная закономерность, которая действительно действует на общество, раскачивая его то в одну то в другую сторону. Это извечная борьба между потребностями индивидуума и социума. Человек рождается индивидуальностью. Человек рождается свободным. Но с первых же дней своей жизни он оказывается не в свободном состоянии, а в качестве члена ячейки общества. То есть в своем маленьком сообществе. Именно эта ячейка, как правило это семья, хотя может быть и коллектив, скажем, воспитательной организации, начинает формировать личность. Причем чаще всего не развивать личность как индивидуальность, подталкивая к саморазвитию и помогая найти свой путь и понимание, а начинает навязывать те представления, догмы, традиции, тот образ мышления и представления, который свойственен именно этой ячейке.
Становясь старше, человек оказывается за пределами первичной ячейки. И то, что ему казалось незыблемым, то, что было априори, воспринималось неоспоримым фактом, начинает подвергаться сомнению. Контактируя с членами других аналогичных ячеек (семей), человек начинает получать информацию, далеко не всегда совпадающую с полученной изначально. И человек делает выбор, продолжать верить безоговорочно в те представления, которые ему пытались сформировать в первичной ячейке или принять другие, появившиеся теперь и противоречащие его прежним. В пределах одного посёлка, города, в пределах одного государства эти представления могут не очень сильно расходится. Но могут быть и более чем отличны. Чем старше человек становится, тем больше представлений и разнящихся мнений он начинает получать, сталкиваясь с различными ячейками разных уровней и их представителями. Под словом ячейка следует понимать не только семью - человек постоянно выбирает свою причастность к той или иной ячейке: это группа друзей, коллектив, религиозная группа, политическое течение, группа, объединившаяся по причине общих интересов. Принимая свою причастность к той или иной группе, человек воспринимает ее правила, табу, ее «нужно» и ее «нельзя». Человек может быть одновременно членом различных разноплановых ячеек и перестраивать свое поведение и свою реакцию в зависимости от нахождения в той или иной ячейке в данный момент. Личность получается не индивид, а набор принадлежностей этого индивида к той или иной группе ячеек.
Развитие общества проявляется как вечная борьба между индивидуализацией и стремлением быть частью сообщества. На самом деле обе направленности нужны и важны для человека. Для него важно быть причастным к обществу и важно чувствовать свою индивидуальность, защищать свои индивидуальные интересы.
Все существующие направления политической мысли не ставят человека в качестве основы своей идеологии в полном объеме. Происходит либо воззвание к индивидуальности и попытка полного отторжения от общности, в крайнем случае индивидуализация общностей различных ячеек, либо попытка подавления индивидуальности во имя общности, попытка унификации общностей и приведения их в одну закономерную общность высшего порядка. Но человек это и личность, и индивидуальность. Как личность он является частью различных ячеек. Под понятием «ячейка» можно понимать любые социальные группы, начиная с семьи. Многие политические движения делают основную ставку на социализацию и причастность, отторгая индивидуальность, как нечто мешающее социализации. Первостепенным становится причастность личности к ячейке – к социальному классу, к нации, к расе, к территориальной ячейке. В результате нужды ячейки в целом ставятся приоритетными, а индивидуальность становится излишней и мешающей человеку сосредоточится на общественных интересах, как причастного к этой ячейке. Нужды и интересы класса, призывы к классовой борьбе, нужды и интересы нации и призывы к превосходству той или иной нации, нужды того или иного сообщества. Такие политические движения часто апеллируют к вопросу эксплуатации одной социальной ячейки со стороны другой. Но в результате человек оказывается эксплуатируем собственной ячейкой, причастность к которой он поставил выше интересов своей индивидуальности.
С другой стороны политические движения, направленные на ценность индивидуальности и индивидуализма, пропагандируют ценность прав человека, свободы личности, необходимости защищать эти права и свободы. Но при этом сама система подхода к построению общества встраивается на максимальном отрыве человека от ячеек и максимальной индивидуализации. Существование ячеек не запрещено, напротив, даже приветствуется создание различных организаций, обществ, религиозная общность населения, может даже пропагандироваться патриотизм и любовь к родине, в чем проявляется причастность к территориальной ячейке страны. Но при этом, не смотря на существование ячеек, общество разграничивается и индивидуализируется, в первую очередь на уровне государственной политики и создания самой структуры общества. Общество рассматривается как группа индивидуальностей, где каждый человек обособляется как индивид. Основной задачей государства и общества считается сформировать возможности для развития индивида и защитить его индивидуальность. Индивидуальность и обособленность, становится не только прерогативой отдельно взятого индивида, но и необходимым фактором различных ячеек. То есть любые ячейки так же индивидуализируются. Такие понятия в самом обществе, как взаимопомощь, взаимовыручка, отходят на второе место, уступая приоритетам конкурентной борьбы во всем и за все. Любая ячейка, любой индивид рассматривается как борющийся за выживание объект в эволюционном пути общего развития. При таких условиях нормой становятся «естественные» принципы выживания и стратегия – выживает сильнейший. Это становится нормой отношений как для индивидуумов, так и для ячеек разного уровня. Конкурентная борьба людей, карьерная лестница, борьба за успех, в равной степени жесткая конкуренция организаций, борьба территорий, выражающаяся не в нагнетании конфронтации, а скорее в экономической борьбе. В таком ключе рассмотрения естественной нормой становится то, что индивидуум самостоятелен, а стало быть самодостаточен. Самодостаточен в социальном плане, то есть должен самостоятельно решать все социальные вопросы.
Ячейки высших порядков, как государство, видят свою функции в такой идеологии как создание и поддержание равных правил для конкурирующих ячеек и индивидуумов, но не более того. В результате такие ячейки больше ориентируются на собственную конкурентную борьбу с другими ячейками равного им уровня. Такая политическая и социальная структура порождает тот самый принцип эксплуатации индивидуума, который описывает идеология марксизма, хотя выражающийся далеко не обязательно теми методами и способами, которые он описывает. Понятие класса в условиях индивидуалистской системы становится достаточно расплывчатым, так как индивидуум может быт причастен к разным ячейкам и приходить из одной в другую. Но индивид в данной концепции эксплуатируется необходимостью отказа от социализации взамен за защиту индивидуальности. Индивид подталкивается к продвижению в ячейках путем конкурентной борьбы, для получения возможности перехода в иные ячейки, имеющие более высокий статус индивидов, входящих в них. Перейти из рабочего класса в средний, перейти из рядовых сотрудников в руководство. Зачатую это сопровождается экономической эксплуатацией, проявляющейся в двух основных вариантах. Первая - необходимость больше работать, чтобы достичь возможности перехода в другую ячейку, повысить свой статус. Вторая - необходимость иметь соответствующие атрибуты принадлежности к статусу и ячейке (соответствующее жилье, машину, одежду, «модные вещи»), что снова понуждает больше работать для получения большего количества денег на приобретения «статусных» вещей.
Политической идеологии или социальной структуры, которая смогла бы сочетать как стремление человека к индивидуализации, так и стремление его социализации, до сих пор не было.