Найти тему
ActivityEdu

Виртуальный книжный клуб школьников: создание, работа, руководство

Оглавление

Когда весной 2020 года школы перешли на дистанционное обучение, Лора Миллиган, основательница репетиторской и образовательной консалтинговой компании ReadWriteStart, 20 лет преподававшая литературу в школах США, сразу организовала для своих учеников виртуальный книжный клуб. Благодаря сарафанному радио и социальным сетям у нее вскоре появились группы для детей всех возрастов. Своим главным стимулом к этой работе педагог называет необходимость формирования у школьников чувства общности, которое поддерживает их социальное и эмоциональное здоровье. О том, как организовать работу такого онлайн-клуба и сплотить детей, рассказываем в нашей статье.

Общие рекомендации

В первую очередь Миллиган советует подготовить список произведений и составить план, как и к обычному уроку литературы. При этом, по ее мнению, важно быть готовым к внесению некоторых корректировок: например, знакомство с какой-то книгой потребует больше или, наоборот, меньше времени; что-то у детей не вызовет никакого отклика либо они предложат включить в программу какую-то актуальную, на их взгляд, новинку.

Прежде чем приступать к чтению, нужно обсудить с членами клуба специфику произведения, это важно для понимания текста. На прочтение среднего по объему произведения, по наблюдениям эксперта, можно отводить две недели. Разумеется, темп чтения у детей разный, но в целом серьезных опережений или отставаний в группе, как правило, не наблюдается. Этому способствует и регулярность встреч – два-три раза в неделю. Заседания клуба ребят дисциплинируют, помогают сохранять интерес, преодолевать трудные места в книге. При необходимости между основными встречами можно отправлять детям аудио- или видеообращения.

Идеально, если на каждой встрече будет не более восьми человек. При большей численности клуба детей лучше разделить на несколько групп.

Чтобы онлайн-клуб работал, все его участники должны готовиться к встречам. Очень важно донести эту простую истину и до школьников: если они не станут читать произведения, в существовании клуба не будет смысла.

Советы по руководству клубом

Способствуйте коммуникации

Любой новый коллектив – это новые знакомства. Чтобы дети быстрее сблизились и раскрепостились, начните первую встречу с игры, во время которой участники клуба смогут получше узнать друг друга. В нашем материале «Возвращение в школу: легкие способы сплотить класс» мы рассказывали о нескольких вариантах игрового знакомства – большинство из них универсально и применимо в том числе для онлайн-форматов.

Передайте инициативу школьникам

Позвольте ребятам играть первую скрипку: беседа на заседании клуба между детьми гораздо лучше и продуктивнее, чем дискуссия «ребенок – педагог». Оставьте себе роль дирижера: ведите, направляйте, следите за тем, чтобы основная тема не вильнула в сторону. Не забывайте задавать наводящие вопросы, в том числе побуждающие к саморефлексии, затрагивающие личные переживания детей. Например:

  • Как вы думаете, с каким персонажем вы могли бы подружиться?
  • На кого из героев вы больше всего похожи?
  • Хотели бы вы жить в реалиях этой истории? Почему?

Разнообразьте работу клуба

Чтобы поддерживать интерес детей и развивать их воображение, Миллиган рекомендует использовать разные форматы работы. Помимо чтения и дискуссий можно, к примеру, время от времени проводить тематические конкурсы – на лучшее эссе, четверостишие, рисунок, комикс, костюм. Прекрасный вариант – встреча с современными детскими писателями, поэтами, иллюстраторами (благо сегодня многих из них можно легко найти в социальных сетях). Перед чтением очередного произведения предложите детям найти о нем или об авторе дополнительную интересную информацию и подготовить мини-доклады. Трудозатратным, но увлекательным финалом очередного сезона работы клуба может стать небольшая театральная постановка.

Главное всегда помнить, что цель книжного клуба состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей любви к литературе в позитивной, благоприятной среде. Конечно, онлайн-встречи никогда не заменят живого общения, но и у них есть как минимум одно, но огромное преимущество – присоединиться к ним можно из любого уголка планеты, был бы интернет.

Источник: edutopia.org

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.