У нас регулярно проходят важные собрания, где говорят о том, что пора поднимать престиж профессии педагога, т.к. сегодня никто из талантливых молодых людей не хочет работать педагогом. Если кто-то выбирает этот путь, то часто перегорают за первые несколько лет работы.
Мужчин в этой профессии по сей день очень мало, хотя у нас постоянно подчеркивают тот факт, что дети в школах должны видеть не только женщин, но и мужчин.
Но давайте говорить про все это честно: сегодня как-то странно гордиться тем, что муж работает педагогом, ибо эта профессия не соответствует актуальным ценностям нашего времени, когда для решения большинства проблем нужны деньги.
В народе говорят о том, что женщинам можно и в педагоги, т.к. у них будет муж.
Я часто читаю о том, что у нас активно работают над повышением престижа работы учителя, но по факту мы видим упадок.
Например, в 2004 году в России было примерно 1,7 млн педагогов, в 2014 1,2 млн педагогов, а в 2020 около 1,2-1,3 млн.
Кадровый дефицит в регионах по отрасли - примерно 10-11%. При этом к 2020 году нехватка педагогов в российских школах составит 180 тысяч человек.
Источник информации: ТАСС 2020 г.
В Педагогические институты на бюджет ежегодно поступает около 73 тысяч человек, но до школ "доходит" лишь половина поступивших.
Сегодня доля молодых педагогов (до 29 лет) составляет только 5,5 процента от общего количества.
Финансовые показатели оплаты труда всегда являлись ключевым фактором, который влияет на престиж профессий. К сожалению, даже СМИ отмечали тот факт, что реальная оплата труда педагогов прибавилась столь незначительно, что все было поглощено мощной инфляцией.
Отметим, впрочем, что речь в любом случае идет о повышении номинальных доходов — в реальном выражении рост (там, где он состоялся) был съеден инфляцией, которая за 2012-2015 годы составила порядка 40%.
Источник информации - статья 2016 г. - https://www.kommersant.ru/doc/2995626
Если говорить про реальный рост зарплаты педагогов, например, в Самарской области, то рост должен был быть от 50%, чтобы можно было говорить о реальном росте покупательской способности педагога в области.
По данным из статьи новостного портала progorodsamara от 2016 года средняя зарплата учителя в школе составила 27 394 рублей в месяц, а педагоги вузов получают в среднем 36 тысяч рублей.
Источник информации: https://progorodsamara.ru/advert/view/144
При этом, на 2020 год средняя зарплата педагога в Самарской области составила 28409 руб, что позволяет говорить о очередном снижении реальной покупательской способности педагога в Самарской области в сравнении 2016 - 2020 г.
Источник информации по данным на 2020 год по области: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-uchitelya-v-rossii.html
По данным СтатБюро официально инфляция за последние 5 лет составил 21,76%, а средняя оплата труда педагога с 2016 до 2020 не поднялась даже на уровень официальной инфляции, поэтому даже по официальным данным нельзя говорить о повышении покупательской способности и уровня престижа профессии по финансовым показателям (Если бы она поднялась на уровень инфляции, то она бы должна была стать около 33,5 тысяч рублей, а тем данным, которые мы указывали чуть выше, она составляет 28409 руб.).
Из всего этого можно сделать вывод о том, что по финансовым показателям педагог становится все беднее и беднее. Это не моя личная выдумка, а цифры, которые публиковали различные СМИ, в т.ч. областные новостные порталы.
По финансовым показателям престиж профессии педагога в регионах падает.
Если посмотреть на общий информационный фон, то по некоторым регионам все становится еще хуже.
"В Нижнем Новгороде, например, учителю математики обещают платить 19 тысяч рублей, а биологу в Славянске-на-Кубани готовы платить 12,5 тысячи в месяц."
"Учитель математики из Твери Мария Ботнева подсчитала, что в ее городе за зарплату в 40 тысяч рублей придется работать на 4,5 ставки"
Источник информации: https://novayagazeta.ru/articles/2020/08/25/86815-uchenie-schet
И это мы еще не говорим о том, что учителей нередко обвиняют в конфликтных ситуациях, которые периодически возникают с учениками. Некоторых из таких ситуаций попадали в новости, где крайним очень часто был сам педагог.
Все это я говорю не на пустом месте, т.к. я и сам раньше работал педагогом. В другой статья я подробно говорил о всех недостатках этой работы. Если кому-то интересно, то статья по ссылке - Почему я больше никогда не буду работать педагогом.