Найти в Дзене
ActivityEdu

«О времена, о нравы»: реальна ли проблема детской деградации

Оглавление

«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Вы полагаете, речь идет о современных детях? О нет, это изречения Сократа и Гесиода, высказанные великими античными философами в V веке и 720 году до нашей эры соответственно. Откуда у каждого поколения взрослых берется привычка недооценивать детей? Действительно ли общество поступательно деградирует, или подобное мнение ошибочно и не имеет под собой реальных оснований? Как утверждает ученый-когнитивист Джон Протцко, склонность очернять детей в наши дни – это «издержки воспоминаний».

Новое – это хорошо забытое старое

В достижениях современных детей усомниться сложно. Некоторые из них становятся лидерами важных социальных, экологических и политических движений, находят способы решения самых насущных проблем нашего времени – от изменения климата до борьбы с насилием.

И все же мы, взрослые, закатываем глаза, отмахиваемся от подрастающего поколения в целом или, что еще хуже, активно унижаем их, потому что... ну, они же всего лишь дети!

Оказывается, ворчание на юную смену – многовековая практика. Это то, что психолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Джон Протцко называет «эффектом современных (сегодняшних) детей».

«Человечество предъявляет одни и те же претензии к “нынешним юнцам”, по крайней мере, 2600 лет подряд», – отметил Протцко, ограничивший свою оценку 2,6 тысячелетия только потому, что некоторые из более старых утверждений не могли быть проверены. Но легко представить себе взрослых прошлого, грозящих кулаками своим детям в ответ на их явное пренебрежение к правилам. «Молодежь никогда прежде не была столь распутна, – писал в 1624 году священник церкви Святой Маргариты Томас Барнс, – древних они презирают, авторитетами пренебрегают, магистрата не боятся».

По словам Протцко, раз за разом от взрослых слышны одни и те же жалобы: молодежь не проявляет уважение, не слушает старших и не любит работать. Причем подобные претензии выходят за рамки не только поколений, но и культур.

Человеку свойственно ошибаться?

Все перечисленное не означает, что с 340 года до н. э. общество находится в объективном упадке, утверждает Протцко. Скорее склонность старшего поколения критиковать молодежь является результатом наших ошибочных воспоминаний:

Существует психологический, или умственный, трюк, который заставляет каждое предыдущее поколение думать, что все последующие объективно находятся в упадке, даже если это не так. И поскольку этот трюк встроен в алгоритмы работы мозга, каждое поколение вновь и вновь наступает на одни и те же грабли.

В этой психологической иллюзии и решили разобраться Протцко и его коллега-психолог Джонатан Скулер.

Участникам тестов, разработанных экспертами, было предложено сравнить себя в детстве с нынешним подрастающим поколением по трем критериям: уважение к старшим, уровень интеллектуального развития и любовь к чтению.

В целом было ясно, что чем выше участники оценивали себя, тем больше вероятность, что они очерняют детей.

«Чем сильнее вы уважаете старших, тем чаще вы склонны полагать, что современным детям чуждо это чувство; чем умнее вы считаете себя, тем чаще думаете, что в наши дни дети тупеют; а начитанные люди склонны думать, что в наши дни молодежь больше не любит читать»,– комментирует Протцко.

Что касается интеллекта, по мнению эксперта, это особенно важно, поскольку объективные данные продемонстрировали, что молодежь лучше справляется с тестированием на уровень интеллекта из-за эффектов Флинна (измеримое увеличение показателей IQ от поколения к поколению).

Так что же стоит за нашим неправильным суждением о новых поколениях? Протцко винит в проблеме наши собственные ошибочные, предвзятые воспоминания. Чтобы выяснить, как наша память влияет на отношение к детям, исследователи повторили тест на любовь к чтению, а затем добавили вопросы о воспоминаниях участников о том, насколько им и их сверстникам нравилось читать в детстве. Они также спросили молодых людей, что они думают о современных взрослых и их любви к книгам.

Согласно результатам тестов, чем более начитан человек, тем чаще он думает, что любил читать в детстве и всем его сверстникам это тоже нравилось, и тем сильнее убежден, что нынешние дети в этом плане неполноценны. Таким образом, по словам Протцко, мы проецируем свою нынешнюю позицию на прошлое и, более того, распространяем ее на ровесников.

Память-посредник: гордость и предубеждения

Чтобы дополнительно акцентировать внимание на влиянии памяти как посредника, исследователи провели с участниками одно заключительное упражнение. Испытуемые были протестированы на реальный уровень начитанности, но получили заведомо ложные оценки – ощутимо завышенные или заниженные. В итоге выяснилось, что результаты тестирования могут влиять на мнение респондентов о собственной начитанности. Те из них, кому сообщили о низкой оценке, стали менее уверенными в начитанности детей из прошлого и смягчили свои взгляды в отношении детей нынешних.

Вряд ли мы когда-нибудь перестанем думать, что современные дети деградируют. Это издержки памяти: вы берете за основу свой нынешний статус и выдаете его за собственные воспоминания. Вот почему «падение нравов» кажется нам таким очевидным. У нас мало объективных свидетельств того, какими были окружающие дети в период нашей юности, и уж тем более почти нет личных объективных свидетельств. Все, что у нас есть, – это наша память, на которую можно (или нельзя) положиться, и, разумеется, связанные с ней предубеждения,– говорит Джон Протцко.

Источник: news.ucsb.edu

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.