Найти тему
Калейдоскоп Х-фактов

Из Москвы в Петропавловск-Камчатский на самолетах Ил-62 и Ил-96. Конец эпохи советских самолетов. Ностальгия...

Добрый день дорогие друзья! Я не знаю как Вы относитесь к советским самолетам и в целом к авиации в СССР, но лично я вспоминаю о ней с ностальгией, любовью и трепетом в груди.

Да, сейчас, практически все отечественные самолеты вытеснили иностранные. Боинги, аэрбасы заполонили все авиапредприятия и авиакомпании, осуществляющие перевозку пассажиров. Недавно в СМИ был опубликован репортаж о последнем полете самолета Ту-154. Вот, выдержка из статьи, опубликованной на сайте https://ngs.ru/text/transport/2020/10/29/69520455/

- "28 октября 2020 года закончилась эпоха советского лайнера Ту-154. Свой последний гражданский рейс самолет Ту-154 «Авиакомпании АЛРОСА» выполнил по маршруту Мирный — Новосибирск. Теперь знаменитая «Тушка» останется в Сибири, правда, дальнейшая судьба легенды отечественного самолетостроения пока неизвестна. Полет из Якутии длился дольше обычного — самолет и командир воздушного судна, который пролетал на Ту-154 всю жизнь, покружили над городом — так они попрощались с небом..."

Согласитесь, аж мурашки бегут по коже и слезы наворачиваются на глаза. Ведь этот самолет настоящая легенда, эпоха и память о нашей молодости, юности, о стране, которой больше нет... Грустно все это осмыслить.

Ту-154. Фото из интернета.
Ту-154. Фото из интернета.

Прочитав данную статью о последнем полете легендарного Ту-154, я вспомнил свою молодость и полеты из Москвы в Петропавловск-Камчатский и обратно на других советских самолетах Ил-62 и Ил-96. За почти 11 лет службы на камчатском полуострове (1989 - 2000 годы), я не один десяток раз летал на данных типах самолетов, как в отпуск с семьей и обратно, так в различные командировки.

Одним их родным и наиболее любимых моих самолетов был Ил-62. Не знаю почему, но мне он казался самым надежным в мире. Возможно из-за того, что на нем раньше летали первые лица советского государства и он считался бортом №1 в СССР. А может быть и по другим причинам - молодость и, соответственно, минимально требуемый для себя комфорт...

Ил-62. Фото из интернета.
Ил-62. Фото из интернета.

До чего же мне нравилось на нем летать. 9 часов беспересадочного полета и ты из Петропавловска-Камчатского перемещаешься в Москву. Причем из-за разности во времени между Камчаткой и Москвой (9 часов), ты вылетел в 10 утра по Камчатскому времени из Петропавловска и в 10 же часов утра, но уже по Московскому времени приземлился в аэропорту Домодедово. Красота, как будто время остановилось.

За эти часы, проведенные в воздухе, ты успеваешь выспаться, почитать книгу (раньше ведь не было ноутбуков и прочих гаджетов, на которых можно было посмотреть фильм), вполне даже вкусно 2 раза покушать (кормили 2 раза, сначала давали завтрак, а часов через 5 обед). Конечно для курильщиков это была жесткая пытка, ведь в течение всего полета курить на борту самолета было запрещено. Но меня это не касалось, т.к. я не курящий.

Больше всего мне нравилось летать на нем в конце мая, когда еще массовые отпуска не начинались и самолеты летали полупустыми. Вот тогда красота - разляжешься в хвосте салона на 3-х креслах и спишь в удовольствие, даже гул от двигателей не мешает. Но зато если самолет под завязку забит пассажирами, расстояние между креслами не очень-то большое и коленки упираются впереди стоящее кресло. Но я уже выше писал, молодость, отпускное настроение и желание побыстрее увидеться с родителями и близкими родственниками списывала все неудобства.

Возвращался из отпуска, как ни странно, тоже с радостью. Все-таки за полтора месяца успел и отдохнуть и надоесть всем и хотелось побыстрее вернуться домой. Ведь, как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше.

Ну а за последние 2 года (1999 -2000) я дважды летал из Шереметьево в Петропавловск на самолете Ил-96.

Ил-96. Фото из интернета.
Ил-96. Фото из интернета.

Мои впечатления от самолета и самого полета были просто неописуемые. По тем временам, это было что-что из области фантастики. Во-первых, полет проходил на 1 час меньше. Во-вторых, расстояние между впереди стоящими креслами большое, можно даже вытянуть ноги, да и сами кресла, по-моему, немного шире, чем в Ил-62. На каждом кресле лежали пледы, чтобы укрыться, если кто-то из пассажиров замерзнет. В-третьих, комфорт потрясающий, в хвостовой части самолета можно даже походить и там же было оборудовано небольшое место для курения. В-четвертых, на 2-х больших экранах в каждом салоне за время полета показывали 3 художественных фильма. Да и сам салон с девятью креслами в ряду (через каждые 3 кресла проход), для меня в то время выглядел грандиозно.

Внутри салона самолета Ил-96. Фото из интернета.
Внутри салона самолета Ил-96. Фото из интернета.

Конечно сейчас подобным сервисом и комфортом в самолетах вряд ли кого-то можно удивить, но зато я все больше и больше с ностальгией вспоминаю наши родные советские самолеты. Даже их внешний вид, стать и грациозность не может сравниться с зарубежными летающими "бочонками".

Самолеты СССР. Конечно не все. Коллаж автора.
Самолеты СССР. Конечно не все. Коллаж автора.

Но, к сожалению, а может быть и к лучшему, время советской авиации ушло. На смену приходят новые, современные, а возможно и более надежные машины. Время неумолимо летит вперед. Всё течет, всё изменяется. И только наша память вечна. Из нее нельзя по приказу удалить те счастливые моменты и воспоминания, которые навсегда останутся с нами. Ностальгия о тех годах, о молодости, о той стране и тех достижениях никто и никогда не сможет у меня отнять.

А какие у Вас, друзья, остались впечатления и воспоминания о советских самолетах?

Благодарю за внимание.