Пенсионный Фонд начинают признавать бессмысленной структурой уже даже на верху. С чего он, собственно, появился и почему у нас как всегда все через одно место, а не по нормальному?
В СССР особых заморочек не было. Все сборы поступали в бюджет и оттуда же начислялись выплаты, куда они были нужны. С приходом новых политических устремлений и новой идеологии, у нас взяли манеру пытаться срисовать все с Запада. Логика была проста - там хорошо, значит нужно сделать как у них и будет хорошо и у нас. А смотрелось хорошо на фоне советской действительности тогдашних времен. Первые ласточки, начавшие выезжать за границу не под бдительным присмотром товарищей из спец. органов, а просто получив визу, насмотрелись еще во времена перестройки Горбачева. На прилавках не два сорта колбасы, а несколько десятков и без очереди, покупай не хочу. В магазинах одежда не только по размерам отличается, ну и все такое прочее. Ура, да здравствует капитализм! И посыпались на голову бывшего советского человека всякие новшества - приватизация, массовая раздача кредитов и прочие радости жизни, среди которых и ПФР нарисовался аж 22 декабря 1990 года. Казалось, все просто нужно сделать как за границей и все у нас будет как за границей.
Вот только небольшое недоразумение получилось, как всегда... Нет, оно, конечно, в магазинах сейчас как заграницей - колбасы много сортов на прилавке лежит и очередей за ней нет. А вот с Пенсионным Фондом промашка вышла. За границей-то они есть и там они работают. Гениальность политическо-экономической мысли заключалась в том, что зачем сваливать все в бюджет, мол, отдельную структуру создать, туда и направлять пенсионные отчисления, аккумулировать, так сказать - собирать с будущих пенсионеров, платить нынешним. Как-то так. Вот только вышло все не совсем так, как "за бугром", а вернее совсем не так.
Если в западных странах пенсионная система формировалась изначально как сеть частных структур, куда работающие, в основном на добровольных началах, откладывали личные сбережения себе на пенсию, позже уже появилось какое-то вмешательство в это дело государства, да и то не везде и не всегда, то у нас создали дополнительную госструктуру, которая накопила множество чиновников, требующих множество зарплат, занимающихся, собственно говоря, посредничеством - такой дополнительные нарост на пенсионном обеспечении. Зачем и для чего - не совсем понятно... Вроде бы как государство пенсии платит и вроде бы как нацелились на то, чтобы полностью скинуть пенсии с государственной обязанности, придумали баллы, создали дополнительные счета, переводят деньги туда-сюда. В общем, работа идет, деньги тратятся, а пенсии... С пенсиями одни проблемы. Частные фонды тоже образовались. И часть денег туда пошла. Ну, частники, оно понятное дело частники, но каким-то боком и ПФР здесь все равно присутствует. В общем игрались-игрались и доигрались...
Вот не так давно додумались: денег мало (ну это понятно, вечная песня), надо бы пенсионный возраст поднять. Ура! Мы вечно молоды, главное душой и телом не стареть... работать до седьмого пота и до первого гроба, он же последний и единственный. Долго и старательно объясняли, рассказывали, убеждали, зачем и для чего все это нужно. Вроде бы как пропихнули, не смотря на то, что пол страны возмущалось и до сих пор возмущается... И что? А денег-то больше не стало! Некоторые граждане получили вполне реальные риски проработать всю жизнь до гробовой доски (в самом прямом смысле этого слова), учитывая среднюю продолжительность жизни в нашей стране и новый пенсионный возраст, а цифры-то там почти не отличаются... Проработать всю жизнь, платить отчисления всю жизнь и помереть, так и не получив пенсию или порадоваться, что годик-другой пожить успел.
И что теперь? А теперь граждане депутаты, управители всех мастей и категорий и прочая, прочая, заговорили о банкротстве Пенсионного Фонда. Ух ты! Правда, что ли? Дошли до гениальной идеи, что пенсии нужно платить из бюджета, напрямую, без лишних посредников, и? Пока что разговоры разговаривают. Какую развлекательную программу мы получим из этого, все еще (как всегда) не понятно. Но про замечательную организацию под названием ПФР, надеюсь, в скором времени можно будет забыть. Вот только все идеи, которые возникали ради сохранения этого мыльного пузыря на теле пенсионных отчислений, вряд ли вернут на прежнее место. Пенсионный возраст вряд ли кто-то собирается понижать, к примеру. А те самые отчисления, которые столько лет в ПФР падали? Что с ними будет? Или как с прочими банкротами, признают банкротство и все, всем, кому, я должен, всем прощаю? Следует надеяться, что все же государство вспомнит о том, что у него есть обязанность перед населением. И, собирая налоги с населения, государство обязано заботиться о социальном обеспечении граждан. Будем надеяться.
Все изображения взяты в открытых, общедоступных источниках.