Чтобы мотивировать ребенка хорошо учиться, достаточно запомнить и постараться применить в жизни некоторые правила, давно выведенные профессиональными психологами.
Виды мотивации
Психологи выделяют два вида мотивации: отрицательная и положительная.
- Отрицательная мотивация к любому виду деятельности предполагает наличие отрицательного стимула. Например, это может быть страх перед наказанием за отказ от занятия этой деятельностью.
- Положительная (конструктивная) мотивация означает ориентацию на какой-либо положительный стимул.
Какой же из видов мотивации наиболее эффективен? Чтобы ответить на этот вопрос, сразу проведём ассоциацию с методом «кнута и пряника».
«Метод кнута» не приемлем ни при какой ситуации, а тем более — по отношению к ребёнку. Даже если, к примеру, угрозы наказания за плохие отметки заставляют ребёнка учиться лучше, то это только внешний результат. Чувство дискомфорта и постоянного страха будут сковывать малыша, и он будет подходить к учёбе формально.
К примерам отрицательной мотивации также можно отнести:
- преувеличение родителями важности отметок;
- позиционирование учёбы как долга;
- уловки, шантаж и запугивание.
Конструктивно стимулировать школьника к учёбе тоже нужно правильно, поэтому стоит подробнее остановиться на конкретных приёмах положительной мотивации. Ошибочно полагать, что заинтересовать ребёнка учёбой должен только учитель. Каждый ученик индивидуален, педагог попросту не успеет за урок найти подход к каждому, поэтому школьники должны хотеть учиться, только тогда им будет интересно. Какие же приёмы использовать родителям, чтобы повысить интерес их ребёнка к учебной деятельности?
Если сын или дочь испытывает неприязнь к чтению, устройте семейный вечер с книгами. Сядьте рядом и читайте классическую литературу, пусть ваше чадо берёт пример с вас. Если ребёнок подходит к вам с вопросом, не отправляйте его искать ответ на просторах интернета. Возьмите энциклопедию или словарь и вместе попытайтесь найти ответ. Проникнитесь интересами сына или дочки и познавайте новое вместе. Этим вы обозначите свою открытость к получению новых знаний и сможете беседовать с ребёнком на его любимую тему, постепенно включая в беседу новые факты, советуя к прочтению полезную книгу.
Общение со сверстниками играет для школьников, особенно в подростковом возрасте, важную роль. Стоит позаботиться о том, чтобы ребёнка окружали люди со сходными интересами и увлечениями. Для этого нужно прислушиваться к истинным его желаниям и потребностям и записать его в соответствующую секцию. Если близкие друзья ребёнка успешны, в том числе и в учёбе, он будет стараться не отставать от них. Общайтесь с ребёнком как с взрослым. Позвольте ему самому решать свои проблемы, вмешиваясь лишь в крайних случаях. Пусть он сам выстраивает взаимоотношения со сверстниками, учителями. Помогайте лишь советом, если это требуется. Будьте корректны и деликатны в высказываниях и вопросах.
Нужно подчеркнуть важность знаний, а не оценок. Расскажите ребёнку о том, что знания физики пригодятся в повседневной жизни, а классическая литература сможет дать ответы на важные вопросы. Ни в коем случае не ругайте ребёнка за плохие отметки: от этого он приобретёт лишь неуверенность в собственных силах. Любовь к знаниям. Её нужно прививать заранее, ещё в младшем школьном возрасте, а лучше — перед тем, как малыш станет первоклассником. С помощью игры нужно показать ребёнку, каким увлекательным может быть процесс обучения.
Главное, что может дать родитель своему чаду, — это любовь и поддержка. Успеха в любом начинании достигнет только ребёнок, окружённый искренней любовью. Если вы будете всегда держать руку «на пульсе», если будете интересоваться делами своего школьника не от случая к случаю, а постоянно, – серьезных проблем с учебой не возникнет. А мелкие ошибки и неприятности вы исправите вместе.